Татьяна Егоровна Оленёва
Цикл занятий по лыжной подготовке (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика лыжных шагов.
1. Ступающий шаг – ходьба на лыжах с поочерёдным приподниманием носков лыж, прижимая нижний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперёд вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперёд.
2. Скользящий шаг - скольжение на лыжах с поочерёдным отталкиванием то левой, то правой ногой. Например, при отталкивании левой ногой – правая нога сгибается в колене и выносится вперёд, на неё переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же цикл повторяется, но уже скользит левая нога.
Публикация «Цикл занятий по лыжной подготовке (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лыжи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
3. Попеременный двухшажный ход – цикл передвижения состоит из двух скользящих шагов и толчка на каждой из них разноимённой ногой и рукой с палкой. Толчок ногой начинается сразу же после остановки лыжи. Одновременно с началом толчка нужно перенести вес тела на скользящую лыжу. Заканчивается толчок полным разгибанием ноги во всех суставах, после чего все мышцы расслабляются. Отталкивание выполняется сильным но, плавным движением: лыжа как бы протаскивается толчковой ногой назад. Самая сильная часть этого движения в его середине. После толчка – скольжение на одной лыже. Одновременно нога, заканчивающая толчок, выносится вперёд. Во время скольжения опорная нога готовится к толчку, для чего она несколько сгибается в коленом и голеностопном суставах. С окончанием махового выноса ноги скользящая лыжа останавливается, и цикл повторяется снова. Рука для толчка ставится впереди несколько согнутой в локтевом суставе. Палка немного наклонена вперёд. Давление на палку осуществляется одновременно с её опусканием. Заканчивается толчок резким разгибанием всех суставов руки, после чего все мышцы расслабляются, и рука свободно выносится вперёд.
4. Повороты – на лыжах выполняются на месте их движения. Различают: повороты переступанием вокруг задников и носков лыж. Так, при переступании влево вокруг задников лыж, слегка приподнимается носок левой лыжи и отводится в сторону, приблизительно на 25-30. Затем приподнимается правая лыжа и ставится возле левой. После этого, движения начинаются снова. Также выполняется поворот переступанием вокруг носков лыж, но только при этом приподнимается задник одной из лыж в зависимости от того, в какую сторону происходит поворот.
5. Подъёмы – детям дошкольного возраста разрешены подъёмы «полуёлочкой» и «лесенкой». «Полуёлочкой» - в этом случае лыжа, стоящая выше по склону, ставится под углом по направлению движения, носком наружу, на внутренние рёбра. «Лесенкой» -
6. Спуски – можно выполнять прямо и наискось из исходных положений – в основной, высокой и низкой стойках. Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая – для увеличения скорости; высока - на пологих склонах для отдыха мышц ног. В низкой стойке лыжник приседает как можно ниже и наклоняет туловище вперёд. Ног стоят на всей ступне, руки вытягиваются вперёд. При спусках в основной стойке положение лыжника свободное, непринужденное. Ноги слегка сгибаются в коленях и голеностопных суставах, голени наклонены вперёд, руки немного согнуты в локтях.
7. Торможение – «плугом», «упором» в работе с дошкольниками не применяются, учим детей перешагиванию прямо и боком, или ступающим шагом для преодоления препятствий.
Занятие № 1. Вводное занятие на снегу.
Цель: освоение «чувства лыж» - комплекса ощущений, связанных с отягощением ног лыжами.
Ход занятия.
Подготовительные упражнения – постоять на лыжах, несколько раз присесть, поднять поочерёдно каждую ногу с лыжей, походить по снегу, прихлопывая лыжами, чередуя движения ног с хлопками в форме игры: «Ручки, ручки – хлоп, хлоп, ножки, ножки – топ, топ». Проводим игры когда дети освоят это чувство, приступаем к ступающему шагу без скольжения, темп передвижения свободный, используем игры «Большой, маленький», «Лошадки», «Идите ко мне», «Догоните меня». Следующей задачей обучения является скользящий шаг, здесь можно использовать «буксировку», ребёнок держит палочки в двух руках, а инструктор катит ребёнка за собой.
Практические занятия.
Занятие № 2.
Программное содержание: совершенствование навыков скользящего шага.
Ход занятия.
Напоминаем детям, как брать из стойки лыжи и переносить их к месту занятия. Показать, как их надо разложить на снегу – одну справа, другую слева. Поправляем положение лыж, у тех кто сделал это неправильно. Упражнение на лыжах: «Пружинка», поочередное поднимание ног, оставление ноги с лыжней в сторону («Разгладим снег»). Напоминаем детям, как идти на лыжах ступающим и скользящим шагом (показываем). Даём задание пройти лыжню, включаем игровые моменты (присели, встали, пройти через препятствия). Учить делать повороты, развороты лыжами на месте. Вернуться на лыжах на исходную позицию. Снять лыжи, очистить от снега, поставить в лыжную стойку. Занятие повторяется до полного овладения навыка скольжения и овладения поворотами и разворотами.
Занятие № 3.
Занятие – беседа «Воткните палки в снег».
Ход занятия.
Сначала, воткнув палки, походите по кругу, где мы вчера ходили: медленно, ступающим шагом, без проскальзывания. Потом походите быстрее. Когда почувствуете, что равновесие сохраняете легко - начинайте потихоньку отталкиваться. Оттолкнулись правой ногой, и катитесь на левой лыже. Оттолкнулись левой – катитесь на правой. Чем дольше катитесь, тем лучше. Вы учитесь отталкиваться, вы тренируете одноопорное стояние, координацию движений, равновесие. И обязательно, ребята обращайте внимание на руки, они расслаблены, идут вперёд – назад и своими махами помогают вам отталкиванию ногами, скольжению по лыжне.
Занятие № 4.
Ход занятия.
Сегодня мы будем работать с палками. Давайте поиграем: «Возьмите палки в руки, толкнулись правой ногой и помогли ей левой палкой, толкнулись левой и помогли правой палкой, а теперь просто воткните палки в снег, а теперь в руки и скользите. Ну, как не надоела я вам ребята с нудными советами? Однако потерпите. Так вы быстрее овладеете спортивными ходами. Получается? Вот и молодцы! Поздравляю вас! Вы освоили ваш первый спортивный ход – двухшажный попеременный. Видите как всё в нё м просто: движения естественные, словно при ходьбе обыкновенной – правая нога, левая рука. Чем сильнее толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрее вы катитесь на лыже.
Занятие № 5.
Ход занятия.
Сегодня для более успешного разучивания двухшажного хода, я проложила лыжню с маленьким подъёмом в одну сторону, в другую сторону – с едва малюсеньким уклоном. Вверх вы забираетесь тихонько, шагом, притопывая лыжами, чтобы они не проскальзывали назад, а вниз разучиваете попеременный лыжный ход. Вниз легче, вниз приятнее. Вы готовы? Поехали! (в течение всего занятия подбадриваем детей, хвалим, если и не получается, от этого зависит успех при обучении ходьбе, скольжению, спуску и подъёму).
Занятие № 6.
Программное содержание. Разучиваем одновременные ходы.
Ход занятия.
Ребята, во всех одновременных ходах лыжник отталкивается сразу двумя палками. Отсюда и название – «одновременные». Различают три одновременных хода: безшажный, одношажный и двухшажный. В бесшажном вы стоите на двух лыжах и передвигаетесь вперёд за счёт отталкивания палками, сильно сгибаясь в пояснице (обязательный показ). В одношажном – на один толчок ногой вы отталкиваетесь двумя палками (обязательный показ). В двухшажном – после двух шагов на лыжах (вроде бы с разбега) – толчок палками. Одновременные ходы труднее, а по передвижению быстрее - чем попеременный ход. И пока вы ещё слабы. И чтобы это было легко и красиво. Разучим мы сегодня на лыжне следующее - вверх поднимаемся ступающим шагом, отдыхая, набираясь сил, вниз – безшажным, он самый быстрый, скатываемся по пологому спуску. Так мы с вами разучиваем «азбуку движений» - меняем ходы, чтобы монотонностью движений не утомлять центральную нервную систему, мышцы, и во время передвижения отдыхать. Попробуем? Вот и молодцы! (важна индивидуальная работа с каждым малышом, если не получается, не лениться объяснить ещё раз, показать, катишься сам, катятся и дети).