Галина Чеботарева
Изучение ПДД как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ПДД- как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников.
Всё больше и больше строится у нас в стране благоустроенных дорог, растёт поток грузов, выпускается значительное количество автобусов, грузовых и легковых автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют как от водителей, так и от пешеходов чёткости и внимания. Из всех участников движения самые недисциплинированные - пешеходы. Несчастные случаи с детьми происходят на улицах потому, что дети или не знают правил поведения, или нарушают их. не сознавая опасных последствий. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой. Обеспечение безопасного движения-актуальная государственная проблема.
Публикация «Изучение ПДД как средство формирования навыков безопасного поведения у дошкольников» размещена в разделах
Важность обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах продиктована тем, что у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая присуща взрослым.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов ХХ века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице : незнание детьми правил уличного движения ; невнимательность к тому. что происходит на улице ; неумение владеть собой ; отсутствие сознания опасности. Методы и приёмы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федяевской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др.
В 1960-1980-е гг. о профилактике несчастий с дошкольниками на улице говорили, в основном, медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины,ибо они не были знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении. В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. В частности, наш детский сад № 101 г. Таганрога работает по программе «Детство», в которой нет специально выделенного раздела по образованию ПДД. А содержание образовательной области из ФГТ «Социализация» включает работу с детьми дошкольного возраста в аспекте изучения ПДД. Знание ПДД есть одно из необходимых условий формирования безопасного поведения на дорогах.
Формирование у ребёнка безопасного отношения к себе и к людям представляет собой одну из составляющих окружающего мира, которая помогает заложить основы человеческой культуры. Успешность её становления зависит от того, насколько своевременно эта работа будет осуществляться с ребёнком в процессе взаимодействия с ближайшим окружением.
Осознавая актуальность изучения ПДД дошкольниками, я поставила перед собой следующую цель : выполнение ПДД должно стать у детей осознанной и принятой нормой поведения. Достижение этой цели я планировала через решение следующих задач :
1. Изучить имеющийся в наличии методический материал по формированию ПДД у дошкольников.
2. Составить перспективное планирование по всем возрастным группам.
3. Разработать план мероприятий работы родителями и школой № 35.
Решая первую задачу, я изучила следующий материал :Т. А. Шорыгина «Беседы по ПДД с детьми 5-8 лет», Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку», Ю. Д. Шелков «На зелёный свет», Я. Дубравин, Д. Запольский «Красный, жёлтый, зелёный»,Э. Я. Степаненкова,М. В. Филенко «Дошкольникам о ПДД», Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева,Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста» ,Л. В. Горохова «Уроки светофора» и др.
Осознав и переработав выше указанные материалы по формированию ПДД У дошкольников, я составила перспективные планы для каждой возрастной группы, решая таким образом 2-ю задачу по формированию ПДД у дошкольников. В план своей деятельности я включила следующие формы работы с детьми : экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры, автодискотека, встречи с представителями ГИБД, КВН, викторины, конкурсы рисунков, составление и решение кроссвордов, составление детьми рассказов, стихов, сказок,встречи с юными инспекторами школы № 35, разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте, решение проблемных задач и ситуаций, слушание аудиозаписей песен, сказок, просмотры мультфильмов, слайдов.
Работая с детьми, приходится учитывать своеобразие каждой семьи, давать родителям тактичные советы, привлекая их к деятельности детского сада по формированию ПДД, так как наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка основ безопасного поведения является тесное взаимодействие семьи и детского сада и их сотрудничество по всем аспектам данного вопроса.
Решая 3-ю задачу по формированию ПДД у детей, я опиралась на помощь семьи, а родители, в свою очередь, всегда согласовывали свои действия с моей работой. Вместе мы оформляли уголки по изучению правил ДД, основной целью которых было разъяснение родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей ПДД. Именно от их действий зависит, насколько прочно овладеет ребёнок навыками безопасного поведения на дороге. Именно их поведение имеет решающее значение при выборе ребёнком поведения на дороге. Составляя план проведения родительских собраний, одно из них посвящала встрече с работниками ГИБДД. На таких встречах родители получали достоверную информацию о количестве ДТП с участием детей, что ещё раз подтверждало актуальность и серьёзность данной проблемы, помогало родителям осознать всю ответственность возложенной на них задачи по формированию основ безопасного т поведения у их детей. Вместе с родителями мы изготовили макет нашего района «Русское поле» и города Таганрога, где дети могли потренироваться как правильно перейти улицу, регулировать движение светофора, узнавать и закреплять назначение различных регулировочных знаков. Активная группа родителей занимается изготовлением буклетов, папок-передвижек,по данной, тематики. Очень многие родители делали заявки на консультации, как правильно преподнести детям знаний по ПДД. Эти консультации носят как индивидуальные, так и групповую форму.
Большой интерес как у детей, так и у родителей вызывает совместно проведенные КВН и викторины на тему : «Это нужно знать тебе и мне».
В конце учебного года, я обязательно провожу собрания, где сообщаю родителям о том, какие навыки сформированы у детей, данного возраста, в частности по ПДД и обозначаю перспективны дальнейшего нашего сотрудничества, в развитии основ безопасного поведения детей на улицах города. Особый интерес у дошкольников вызывают встречи с юными инспекторами близлежайшей школы № 35. Совместно с администрацией этой школы мы разработали план мероприятий по изучении дошкольниками ПДД. Школьники,обучая своих младших друзей, сами закрепляют знания ПДД, что приносит двойную пользу детям. Положительным результатам нашего МБДОУ № 101 г. Таганрога по формированию основ безопасного поведения дошкольников на улице можно считать третье место в городском конкурсе «Островок безопасности». Следует так же сказать, что учителя школ, в которые попадают наши воспитанники отмечают сформированность у них знаний ПДД и навыков правильного поведения на улицах.
Таким образом наша деятельность подтверждает, что роль детского сада в предупреждении дорожно-транспортного травматизма очень значима, так как систематическая, целенаправленная работа воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык правильного поведения детей, помогает им сохранить свою жизнь и здоровье, обеспечивает осознанное поведение на улице.