Лучший педагог года

Организация работы коллектива по обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей

марина тропова
Организация работы коллектива по обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей

Работа с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения

Тропова М. А.

заместитель заведующего по УВР

МДОУ "Детский сад "Белоснежка"

Аннотация: Данная статья раскрывает организацию работы педагогического коллектива МДОУ «Детский сад «Белоснежка» города Надыма в обеспечении условий для поддержки и развития одаренных дошкольников, в создании предпосылок и возможностей для проявления и развития способностей ребенка в различных видах деятельности.

Публикация «Организация работы коллектива по обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей» размещена в разделах

Эта работа осуществляется в рамках дополнительного образования, направленного на расширение потенциала творческих и физических способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности, которая строится на основе программ, разработанных педагогами ДОУ. Основной целью деятельности педагогов является создание и поддержание в ДОУ развивающей образовательной среды в единстве ее психологических и дидактических компонентов. Назначение такой среды – способствовать эффективной реализации задач ранней диагностики, развития и поддержки детской одаренности и таланта.

Ключевые слова: одаренность, творческий потенциал, способности, интеллектуальный ресурс

Ни у кого не вызывает сомнений, что прогресс цивилизации во многом зависит от исключительно одаренных людей. Проблема одаренности постоянно привлекает внимание психологов и педагогов. Многие из них основной задачей считают выявление одаренного ребенка и развитие его способностей.

Актуальность данной темы заключается в том, что развитие государства как целого ставит вопрос о новом поколении высококвалифицированных работников, «формирование творческих способностей которых должно быть начато еще в раннем детстве». Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и педагогов. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Человек, в данном случае ребенок, должен быть уверен, что его способности будут востребованы обществом». Талантливый ребенок учится, занимается наукой, творчеством не за оценку, не за вознаграждение, одним словом, не за «морковку», а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Таким образом, любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.

Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.

В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности.

Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей, в ДОУ с детьми, начиная с трех лет, были организованы занятия по дополнительному образованию во второй половине дня, которые предусматривали обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т. к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Учитывалось, что обогащение, без установки на ускорение как на самоцель, дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные, художественные, музыкальные, артистические и другие способности на соответствующем уровне. Обучение велось по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и студиях. В конце года при проведении мониторинга усвоения образовательной программы были выявлены дети с ярко выраженными способностями, из которых некоторые стали призерами и победителями различных детских конкурсов.

Ощущая насущную необходимость организации педагогического сопровождения детей, имеющих выраженные способности в различных видах деятельности, воспитателями и дополнительными специалистами ведется успешная деятельность в разработке интересных направлений, таких как:

• кружок «Колорит» ( авторы: педагог дополнительного образования Клок Александра Николаевна, заместитель заведующего по УВР Тропова Марина Анатольевна);

• спортивная секция «Олимпийцы» ( автор: инструктор по физической культуре Евдокимова Лариса Вячеславовна).

Кружок «Колорит» направлен на работу с детьми в условиях ДОУ по образовательной области «Художественное творчество» и обеспечивает превышение требований государственного образовательного стандарта. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого, расширяет представления о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с традиционными и нетрадиционными техниками рисования и оформительской деятельности (графический дизайн, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Дети, посещающие кружок применяют полученные знания и практический опыт при работе над оформлением групповой комнаты, детского сада, под руководством педагога участвуют в оформлении выставок, стендов к различным праздникам и мероприятиям, а также участвуют в конкурсах и фестивалях:

• Всероссийский конкурс детского творчества «Ангел Вдохновения» - дипломы участников;

• Всероссийский конкурс детского рисунка «Я рисую мир» - дипломы I и II степени;

• Всероссийский конкурс детского рисунка «Природа и мы»;

• Городской конкурс детского рисунка «Мы рисуем новогодний Надым» - диплом лауреата;

• Фестиваль «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Акварелька» - 2 место;

• Фестиваль «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Акварелька» - «Чудо – книга своими руками» - 3 место;

• Районный конкурс детского рисунка «Я буду здоров» - 2 место;

• Районный конкурс детского рисунка «Знаки дорожные, нужные, несложные» - 3 место;

Спортивная секция «Олимпийцы» направлена на совершенствование физических и морально-волевых качеств детей дошкольного возраста посредством привлечения к олимпийскому движению и к занятию спортом. Реализация программы олимпийского образования в дошкольном возрасте предполагает тесное взаимодействие специалистов: воспитатель создаёт представления, инструктор по физической культуре повторяет основные теоретические положения и закрепляет их в двигательной деятельности, музыкальный руководитель и педагог по изобразительной деятельности совершенствуют полученные знания и воспитывают любовь, уважение не только к спорту, но и к олимпизму, как культурному наследию человечества.

В рамках работы спортивной секции «Олимпийцы» в детском саду проходят интересные спортивные мероприятия с участием детей и родителей : «День семьи», «Богатыри земли русской», «Олимпийцы, вперед!» и другие. Дети, занимающиеся в спортивной секции «Олимпийцы» являются призерами и лауреатами конкурсов различного уровня:

• Фестиваль «Детское творчество - мир ярких и удивительных образов» - номинация «Веселые старты» - 2 место;

• Городская ежегодная мини – олимпиада «Непоседливое лето» - дипломы лауреатов;

• Фестиваль национальных культур и традиций «Дружат дети на планете» - 2 место.

Но нельзя забывать, что одаренные дети остаются дошкольниками со всеми присущими возрасту психологическими особенностями, которые необходимо всячески поощрять, избегая «взросления» детей. Большая часть заданий дается детям в игровой, максимально привлекательной для них форме.

Говоря о настоящем, мы не можем не думать о будущем. А будущее страны – в ее детях. И то, каким оно будет, напрямую зависит от широты общественных взглядов на образование, от внимания социума к подрастающему поколению. И работа педагогов состоит в том, чтобы поддержать поистине талантливых детей, которым наша суровая действительность подчас не позволяет раскрыться в полной мере, не позволяет применять свою одаренность для процветания родной страны. Безусловно, все они изначально очень разные: бойкие и спокойные, настойчивые и скромные, уверенные и не очень, но все они мечтают об одном — о светлом будущем и о счастливой России, в которой им жить. Очень важно не дать развеяться их мечте и уже сейчас оказать поддержку творческому развитию одаренных детей. Важно помочь им найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных взрослых людей.

Но самое главное — мы хотим, чтобы ребята эти знали: их начинания не пропадают бесследно, а служат примером для всего юного поколения россиян. Ведь одаренные дети — будущее России!

Список использованных источников

1. Гильбух Ю. З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.

2. Лейтес Н. С. – Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984.

3. Лейтес Н. С. – Умственные способности и возраст. – М., 1972.

Публикации по теме:

Положение о группе кратковременного пребывания Группа кратковременного пребывания открывается приказом заведующего МДОУ при наличии необходимых санитарно-гигиенических условий, соблюдении.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы коллектива по обеспечению условий для поддержки и развития одаренных детей
Опубликовано: 7 октября 2014 в 13:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД