Папки-передвижки

Конспект занятия «Декоративно-прикладное творчество хакасов»

Дарья Челтыгмашева
Конспект занятия «Декоративно-прикладное творчество хакасов»

Декоративно-прикладное творчество хакасов имеет богатое культурное многовековое наследие: художественная обработка металла, дерева, бересты, кузнечные изделия из железа и бронзы, орнамент и аппликации из кожи, инкрустации, художественное шитье.

В последние годы в стране и Республике Хакасия наблюдается тенденция к возрождению и сохранению забытых народных обычаев и традиций.

Публикация «Конспект занятия „Декоративно-прикладное творчество хакасов“» размещена в разделах

Растет интерес к культуре своего народа и у подрастающего поколения. Элементы национальной одежды, украшения используются молодежью в повседневной и нарядной одежде. Среди большого числа хакасских украшений первенство по праву принадлежит пого – характерному женскому нагрудному украшению. Особую популярность пого имеет и у современной молодежи, потому так важно научить детей выполнять это украшение.

Цель:

- создание условий для расширения знаний детей о хакасских национальных украшениях.

Задача:

- познакомить детей с национальными хакасскими украшениями, их названиями на хакасском языке;

- развитие мелкой моторики;

- развитие речи и обогащение словарного запаса;

- воспитывать уважительное отношение к родному краю через изучение традиций хакасского народа.

Ход занятия

1. Организационный момент

Звучит музыка.

Изеннер, олганнар! Здравствуйте ребята!

2. Основная часть

1. Воспитатель

- Ребята, скажите, где мы живем? Правильно, в Хакасии, которая входит в состав Российской Федерации. А кто являются коренными жителями Хакасии? Правильно, хакасы. И как у всех народов у хакасов есть своя национальная одежда. А как похакасски сказать одежда? (Кип -азах)

- Скажите, а как вы думаете хакасские женщины украшали одежду? (Вышивками на воротнике, манжетах, оплечьях).

- Сегодня мы поговорим с Вами о хакасских национальных украшениях.

-Какие украшения вы знаете? (Серьги, бусы, кольца, браслеты)

Дети рассматривают вместе с воспитателем альбом с фотографиями хакасских украшений.

- Серьги (ызырга) были двух размеров большие и маленькие. Большие серьги из-за тяжести подвешивались за косы или за косички. По поверьям, женские уши не должны быть пустыми, к жемчугам притягивается душа. Браслеты (плектес) изготавливались из мягкой кожи в виде узкого ремня, застегивались пуговицей. Бусы (мончых) делали из бисера, стеклянных шариков и стекляруса и нанизывались на шелковые нити. Замужние женщины бусы не носили. Перстень (чустук). Перстни имели различные формы: круглую, овальную, треугольную, четырехугольную, ромбовидную и многоугольную, изготавливались из серебра и других металлов.

Девушки, носившие множество косичек, украшали их различными подвес-ками из серебряных монет, жемчуга и кораллов.

- Но, а мы с вами остановимся на женском нагрудном украшении.

- Скажите, как оно называется? (Пого)

- А почему оно так называется, и откуда пришло к нам, вы сейчас узнаете.

Тихо звучит музыка хакасского фольклора.

О традициях и обычаях изготовления пого и о значении ее элементов.

Назначение пого связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи. Пого одевали замужние, семейные, многодетные женщины (именно они могли выступать в роли свах). Оно одевалось поверх праздничной одежды. Обычно пого делала мать еще до замужества дочери, но бывало, что уже после свадьбы пого для своей жены изготавливал муж.

Представляет интерес термин пого. В этимологическом словаре древне-тюркского языка основа ба значит “привязывать, связывать, повязы-вать”, баг – “повязка, узел, родовой узел”, баграм – “праздник”, багатур – “великий, величие”. Изменяясь во времени, термин пого мог вобрать в себя и сохранил на наш взгляд, значение родового узла счастья, величия, что соответствует общей тенденции: народные символы всегда несут точную смысловую нагрузку.

На хакасских свадьбах молодоженов и сейчас одаривают семейным оберегом – преподносят “пого” ручной работы. В Хакасии такое украшение - семейная реликвия. Передаётся от матери к дочери.

- А теперь посмотрите на форму “пого”. Что она вам напоминает?

- Совершенно верно эта форма содержится на гербе Хакасии, который представляет собой щит, в центре которого помещено красное традиционное хакасское женское нагрудное украшение “пого” в виде сердцевидной овальной пластины. На “пого” изображен в прыжке (в полете) серебряный крылатый барс с золотыми глазами и когтями. «Пого» вырезался из дублёной кожи в виде полумесяца с закруглёнными рожками, обшивался материалом. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между которыми заполнялось кораллом и бисером в виде кругов, сердечек, почек, трилистников и других древних узоров. Вдоль бортов нагрудник “пого" окаймлялся жемчужными пуговицами. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных ниток с мелкими серебряными монетками на концах.

- А у кого дома есть пого?

Рисование

-Так давайте мы свами сегодня нарисуем пого, какое хотели, чтобы у вас было!

-Давайте мы с вами поиграем с вами.

Игра называется МЕЛЕЙ ТАСТАЗАХ - ПОДКИДЫВАНИЕ РУКАВИЦЫ.

Все играющие садятся в круг. В центр круга сначала заходила хозяйка и показывала свои вышитые рукавицы. Затем, она быстро бросала рукавицу сидящим. Надо было её поймать. Участники игры должны перебрасывать рукавицу друг другу. Водящий должен её перехватить. От кого он поймает рукавицу (или вырвет из рук, то садится вместо него в круг, а последний выходит на середину, и игра продолжается.

Заключение.

- Ребята вам понравилось занятие? Давайте повторим названия хакасских украшений. Зачем хакасские женщины носили пого? Вы расскажете своим родителям о пого?

-Анымчохтар!

Прикреплённые файлы:

na-seminar-prezent_5a1d1.pptx | 8015,42 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов по обмену опытом в номинации «Декоративно-прикладное творчество»Мастер-класс для педагогов по обмену опытом в номинации «Декоративно-прикладное творчество» Мастер-класс для педагогов по обмену опытом в номинации «Декоративно-прикладное творчество». Автор: Шикиринская С. Е., воспитатель первой.

Декоративно прикладное искусство для ребенка с ОВЗ Всем известно, что яркие впечатления ребенку дарит искусство, во всех своих проявлениях, будь - то музыка, поэзия, театр. Но больше всего.

Декоративно-прикладное искусство в жизни дошкольника Копилка. Декоративно-прикладное искусство в жизни дошкольника. Жизнь наша и жизнь наших детей изменилась до неузнаваемости, телевизионные.

Календарно-тематическое планирование «Декоративно-прикладное искусство» КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ "Декоративно-прикладное искусство России" Подготовительная к школе группа (6-7лет) Досуговая.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Декоративно-прикладное искусство Южного Урала» Цель. Знакомство с декоративно-прикладным творчеством Южного Урала. (Каслинское, Кусинское литье, Златоустовская гравюра на стали, камнерезное.

Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Волшебный декупаж» Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Волшебный декупаж. ЦЕЛЬ: - Знакомство с одной из техник ДИ – декупаж. - Развивать способность.

Лэпбук «Декоративно-прикладное искусство» для старшего дошкольного возрастаЛэпбук «Декоративно-прикладное искусство» для старшего дошкольного возраста Цель:Обобщить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Образовательные: - формирование у детей эмоциональной.

Мастер-класс «Аквариум». Декоративно-прикладное творчество. КоллажМастер-класс «Аквариум». Декоративно-прикладное творчество. Коллаж Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» Декоративно – прикладное творчество Коллаж Рыбки в аквариуме.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект в средней группе «Декоративно-прикладное творчество на Руси» Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный; Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Декоративно-прикладное творчество хакасов»
Опубликовано: 31 июля 2018 в 19:46
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД