Елена Шершенко
Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Сказочная Гжель. Роспись гжельской тарелочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Шершенко Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ ЦРР №6 «Аленушка», г. Донецк Ростовской области.
Цели: Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством, красотой и своеобразием гжельской росписи. Закрепить знания о промысле, колорите, элементах росписи. Закрепить технику рисования всей кистью и концом кисти без прорисовки карандашом. Развивать творческую активность, интерес к рисованию; воспитывать умение оценивать работу сверстников.
Публикация «Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству „Сказочная Гжель, Роспись гжельской тарелочки“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материалы: Стаканы для воды, кисти толстые и тонкие, палитра, гуашь синяя, белая, тарелочки, изготовленные детьми из папье-маше.
Наглядные пособия: посуда, расписанная гжельской росписью, картинки – образцы гжельской росписи, дидактическая игра «Собери хвост Гжельской Жар-птицы», разрезные картинки «Собери посуду».
Предварительная работа: Знакомство детей с историей возникновения Гжельской росписи, чтение стихотворений о росписи, рассматривание настоящей посуды с гжельской росписью, рисование элементов гжельской росписи, изготовление тарелочек техникой папье-маше (маширование).
Ход. Воспитатель в сарафане и гжельском кокошнике : «Здравствуйте, ребята! Я, Мастерица, Елена. Приехала к вам из далекой, подмосковной деревни Гжель. Слышали о такой? СИНЕ-БЕЛАЯ ПОСУДА, РАССКАЖИ-КА ТЫ ОТКУДА? ВИДНО ИЗДАЛИ ПРИШЛА И ЦВЕТАМИ РАСЦВЕЛА: ГОЛУБЫМИ, СИНИМИ, НЕЖНЫМИ, КРАСИВЫМИ.
Мастерица: «Посмотрите, какую красоту я вам привезла». Наши гжельские мастера любят говорить, что небо у нас синее-синее, как нигде в России. Нашли они там глину белую-белую и решили лепить из нее посуду разную, да расписывать ее краской синей, как небо. И рисуют узоры на посуде сказочные из капелек, цветов, травинок, сеточек и завитков. Каждый мастер свое мастерство показывает. Кто чайник диковинный сделает, кто сахарницу в виде кита, масленку, а на крышечке – петушок сине-голубой, или добрый молодец на коне, а за ним собачонка бежит. Гжельские мастера и птиц и животных лепили, а часы, какие причудливые! Смотрите, роза гжельская – синяя! Бывают синие розы? (Нет). А хотите старинный сказ расскажу? Присаживайтесь и послушайте. Давным-давно, в одной сказочной стране, где всегда было лето, жили муж и жена. Они очень любили друг друга, и у них на клумбе росло много-много роз: алых, белых, красных. Услышал купец про гжельских мастеров и решил поехать, посмотреть на сказочную роспись. Жена, в дорогу ему, дала алую розу и сказала, что эта роза никогда не завянет от любви к нему. Когда купец приехал в далекую, подмосковную деревню Гжель, там была зима, сильные морозы, много снега. Его алая роза, нет, не завяла, а стала сказочно-синей. Увидели гжельские мастера эту чудесную розу и нарисовали ее на своей посуде. Привез купец жене своей посуду, расписанную гжельской росписью, там и была сказочная гжельская роза. ПОНРАВИЛАСЬ СКАЗКА?
Вопросы к детям: - О каком промысле говорится в сказке? - Из чего делали гжельские мастера свои изделия? - Сколько раз обжигали в печи изделия из глины и зачем? - Какие элементы росписи использовали гжельские мастера? - Что именно лепили мастера? (Посуду, птиц, животных, людей, часы, подсвечники). – Как мы можем назвать это все? (Декоративно-прикладное искусство).
– МАСТЕРИЦА: «Ой, я, кажется, что-то разбила. Помогите, ребята собрать осколки». (Дети собирают разрезанные картинки вазы и сахарницы). Вот видите, ребята, посуда хоть и крепкая, но может разбиться. Ребята, как нужно обращаться с посудой? (бережно и осторожно).
- Мастерица: Ребята, а еще я вам привезла красивую Жар-птицу, только вот все перья у нее все перемешались. Помогите выбрать перья хвоста, расписанные только гжельскими мастерами. Дети по очереди выкладывают перья и уточняют роспись. МОЛОДЦЫ!
-Мастерица: Ребята, я заметила, что вы такие трудолюбивые и умелые. Скажите, а пословицы о труде вы знаете? (Да) Давайте поиграем. Я начинаю пословицу, а вы продолжаете.
Сделал дело – гуляй смело.
Терпенье и труд – все перетрут.
Можно всему научиться – важно не лениться.
Если очень стараться – будет все получаться.
Будет терпенье – будет и уменье.
Делу время – потехе час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глаза боятся, а руки делают.
- Мастерица: А хотите сами стать гжельскими мастерами и расписать свою тарелочку? ДА! А сейчас мы подготовим наши пальчики к работе.
Наши синие цветы распускают лепестки. (Пальцы сжаты в кулаках). Показался лепесток (поочередно выставляют пальцы).
А за ним его дружок
Вот и третий не проспал
И четвертый не отстал
Вот и пятый лепесток
И раскрылись все цветы
Ветерок чуть дышит (качают кистями рук)
Лепестки колышет
Наши синие цветки закрывают лепестки (сжимают пальцы в кулаки)
Тихо засыпают, головой качают. (кулачки опускаются вниз).
- Мастерица: А теперь вы маленькие гжельские мастера и каждый из вас, сейчас придумает свою сказочную роспись. Ну, за работу! Спрашивает, как получить голубой цвет. Самостоятельная работа детей. Выставка работ. Дети рассматривают росписи, высказывают мнения о понравившихся тарелочках. Мастерица хвалит всех детей и угощает конфетами «Гжель».
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСОБИЙ
1. Посуда, расписанная гжельской росписью.
2. Наглядные пособия и иллюстрации изделий с элементами гжельской росписи.
3. Тарелочки, изготовленные детьми техникой папье-маше (маширование).
4. Пригласительные открытки, сделанные детьми аппликацией.
5. Разрезные картинки «Собери посуду», гжельская роспись.
6. Пособие «Собери хвост Жар-птице», перья хвоста расписаны элементами гжельской, городецкой, хохломской, дымковской росписей.