Екатерина Стулова
Деловая игра для педагогов ДОУ «Тест на толерантность».
▼ Скачать + Заказать документы
«ТЕСТ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали. Мы пришли к заключению о необходимости совершенствования самих себя. Деловая игра «Тест на толерантность» использует методы активного обучения педагогов.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Тест на толерантность“,» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Управленческие цели:
- дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;
- предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у дошкольников;
- смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методы активного обучения:
- неимитационные (дискуссия);
- имитационные;
- игровые методы (игровое проектирование, разыгрывание ролей, психодрама) ;
- неигровые методы (анализ конкретных ситуаций, действие по инструкции, решение ситуативных задач).
Реквизит:
- плакаты;
- модель-схема «Лестница духовного роста»;
- выставка литературы;
- анкета «Расскажи о себе»;
- «волшебная палочка»;
- бумага, мольберты, маркеры.
Информационный банк: подбор соответствующей литературы (статьи, журналы, книги).
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН:
I. Мотивационно - организационный этап
Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго племени» и т. д. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность».
II. Содержательный этап
Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале какое-то время стоим на ступеньке, называемой «я», пытаемся понять - «кто такой "я"». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.
Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь еще в большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?» «Как найти свое место в мире?»
Самая высокая ступень жизненного пути - творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Я предлагаю вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.
Ступенька «Я»
2.1. Игровое проектирование «Самопрезентация».
На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества, присущее вам.
Резюме. Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста.
Если мы изначально были искренними, то можем двигаться дальше.
2.2. Действие по инструкции «Продолжи фразу».
Участники размышляют на тему «Со мною вот что происходит»
• Я грущу, когда.
• Мне весело, когда …
• Я обижаюсь, когда …
• Я злюсь, когда.
• Я радуюсь, когда.
• Мне не нравится, когда.
• Я теряюсь, когда …
• Я страдаю, когда …
• Я плачу, когда …
Резюме. Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающим. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.
III. Игровой этап Ступенька «Мир людей»
Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком.
В средние века от вас потребовались бы реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуй» И, может быть, спросить, «как дела?» Очень часто мы это говорим так, что даже душа не вздрогнет: приветствие было, а встречи не произошло.
3.1. Мотивационно-побудительная игра «Волшебное солнышко».
Вбрасывается одно слово «Солнце». Каждый участник добавляет к нему по одному слову, получается большое предложение.
Резюме
Что вы почувствовали, коллеги? Друг друга? Ответственность? Ведь «волшебная», эстафетная палочка не дала вам уйти с дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне. А вообще получилось хорошо!
В одном фильме десятиклассник написал: «Счастье - это когда тебя понимают». А ведь он прав: все человеческие беды от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись; не понял внутренний мир близкого человека и не поучаствовал в его судьбе; правительство одной страны не поняло позиций другой и решило войной добиться понимания.
Сейчас мы попробуем понять друг друга.
3.2. Разыгрывание ролей «Пойми меня».
Участники разбиваются по двое. Один участник объясняет значение слова другому. Упор делается на признаки этого предмета, явления и т. д.
Используем слова: радость, терпение, улыбка.
Резюме
Мы взяли толерантные слова, попытались объяснить их, и главное - мы поняли друг друга!
Ступенька «Окружающий мир»
Окружающий мир - это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.
Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» - и порой затрудняемся найти ответ.
3.3. Рефлексивно-оценочная игра «Конфликтная ситуация».
Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в непредосудительности своих действий.
Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вот ненормальная!»
Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
Утром вы не успели накраситься. Знакомые не могут понять, что с вами, может быть, вы заболели или у вас горе? Но в любом случае, они думают: «Да, не красавица!»
В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.
Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро - хмурым, настроение - унылым, глаза - мокрыми, дела - заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.
3.4. Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
Вы поругались с любимым человеком.
Вы опоздали на электричку.
Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.
Вы сломали ногу.
Вас вызвали в школу.
У вас обокрали квартиру.
У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.
Резюме
Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное - неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то.
3.5. Решение педагогических задач.
А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль? Хватит ли нам сердца порадоваться за талантливого человека. Следующее задание «Решение педагогических ситуаций».
Резюме
Если мы чаще будем понимать душевное состояние других, мир от этого только выиграет.
IV. Заключительный этап
Ступенька «творческая мастерская»
Самая высокая ступень - в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.
4.1. Анкета «Каков Ваш творческий потенциал?»
Резюме
Мы сегодня проверили себя на толерантность. И хотя это была игра, она показала, что у нас не исказился взгляд, и не очерствело сердце.
У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремимся!
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «РАССКАЖИТЕ О СЕБЕ»
ФИО ___
Возраст___
Место работы, должность___
Чем для вас является работа (способ зарабатывания денег; условия творческого роста; возможность общения с людьми; удовлетворение своих амбиций; возможность карьерного роста; другое)___
Ваша отличительная черта ___
Черта характера, которая вас привлекает в людях___
Что вы не любите в людях___
Что вы любите читать (романы, детективы, стихи, другое) ___
Ваш любимый литературный герой___
Ваше любимое направление в музыке (ретро, поп, рок, фолк, бардовские песни). Ваш любимый цвет___
Ваши предпочтения в еде___
Эмоция, которая вам наиболее присуща___
Ваш жизненный девиз___
МОДЕЛЬ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «ТЕСТ НА ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
Управленческие задачи Виды
практических заданий Параметры
(элементы) деловой игры
-
Развивать адекватную самооценку толерантных качеств Игровое
проектирование «Самопрезентация» Выработка
профессиональных
качеств
-
Развивать
активность
мышления
Действие по инструкции «Продолжи
фразу»
Игровое
взаимодействие,
общение
-
Совершенствовать
умение дискутировать, выступать Дискуссия «Добро
должно быть с
кулаками?» Атмосфера неопределенности,
неполной информации
f--
Информировать
педагогов
по проблеме
толерантности Мотивационно-
побудительная игра
«Волшебная палочка» Игровое
взаимодействие,
общение
f--
Совершенствовать
использование
приемов театрализации Разыгрывание
ролей «Пойми меня» Имитация
f--
Активизировать
навыки по генерированию идей толерантного
поведения Рефлексивно-
оценочная игра
«Конфликтная ситуация» Анализ и решение
Конкретных ситуаций
f-
f- Демонстрировать
решения нестандартных ситуаций, требующих проявления толерантности Диагностическая
игра «Найди плюсы
и минусы» Двуплановость
(реальность +
условность)
Развивать личностные и профессиональные
качества педагогов Решение ситуативных
задач «В картинной
галерее» Выработка профессиональных
умений и качеств
1--
Совершенствовать
навыки логического
мышления. интер-претировать понятие
«толерантность» Материализованный
игровой результат
«Выведи свою
формулу толерантности"
'-- Моделирование
Предполагаемый результат
• Развитие личностных умений и толерантных качеств педагогов
• Создание активного творческого настроя в профессиональной деятельности педагогического коллектива