Лучший педагог года

Конспект занятия «Русский народный костюм. Знакомство с сарафаном и косовороткой»

ОЛЬГА ИГНАТОВА
Конспект занятия «Русский народный костюм. Знакомство с сарафаном и косовороткой»

Конспект занятия

«Русский народный костюм.

Знакомство с сарафаном и косовороткой».

Подготовила: Игнатова О. В.

Орёл, 2024 г.

Задачи:

1. Формировать представления детей о русском национальном костюме, деталях его наряда.

Публикация «Конспект занятия „Русский народный костюм, Знакомство с сарафаном и косовороткой“» размещена в разделах

2. Развивать коммуникативные навыки при овладении детьми родным языком.

3. Формировать умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

4. Обогащать словарный запас детей - словами (рубаха-косоворотка, сарафан, кокошник, кушак, передник, лапти).

5. Развивать личность способную ориентироваться в современном мире.

6. Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, любовь к родному краю, знакомить с его историей — основой которой является рост духовной культуры детей.

7. Развивать мелкую моторику и художественные умения в декоративной лепке при украшении костюма.

Материал:

инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, портки, сарафан, кокошник, венок, кепка, лапти;

подготовлен музыкальный репертуар к занятию;

разработаны дидактические игры на индивидуальных карточках с заданием на каждого ребёнка;

представлены репродукции народных костюмов русичей различных губерний.

Пластилин, шаблоны-заготовки для работы.

Предварительная работа:

чтение русских народных сказок;

слушание русской народной музыки;

знакомство с традициями и обычаями русского народа;

рассматривание одежды на репродукциях известных художников;

разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде;

проведение интегрированных занятий о русском быте.

Ожидаемые результаты от данной работы:

формирование у детей духовно — нравственных ценностей;

приобщение к истокам отечественной культуры;

обогащение словарного запаса детей;

развитие игровых навыков через познание русского народного фольклора.

Ход занятия

Групповая комната поделена на две зоны. Одна рабочая: в ней стоят столы со стульчиками, другая игровая – стульчики стоят полукругом. Под музыку дети с воспитателем заходят в группу.

I Часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Каждый день люди говорят друг другу «здравствуйте!» А что означает это слово? Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься. А на Руси со словом «Здравие» принято было ещё и поклон отвешивать. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.

- Вспомним наше правило поведения на занятиях : (все вместе) - говорим всегда красиво, чётко и неторопливо, сначала руку поднимаем, а потом лишь отвечаем.

- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:

- Для чего нужна одежда? – ответы детей

- Что было бы, если бы одежды не было? – ответы детей

- Одежда – это хорошо или плохо? – ответы детей.

Воспитатель: Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.

- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать. Присаживайтесь пожалуйста на стульчики, мы начинаем.

2 Часть:

Мы оказались с вами на выставке. Давайте познакомимся с нарядами поближе.

Нам, россиянам, русского костюма

Историю полезно очень знать!

Костюм о людях призовет подумать,

О быте, нравах может рассказать.

В себе не станем мы растить невежу,

По выставке пройдемся не спеша,

Рассмотрим древнерусскую одежду :

Не правда ли проста и хороша!

Воспитатель: Я хочу вам рассказать про русский костюм, который носили мужчины на Руси. Этот костюм состоял из яркой рубахи-косоворотки и штанов, которые называли портки. А вот детская одежда славян была одинакова для девочек и для мальчиков и состояла из одной длинной, до пят, полотняной рубахи. Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин) – Ответы детей.

Как уже говорилось - основу любого русского костюма составляла рубаха (рисунок 1 и 2 приложение). Рубахи с застежкой сбоку назывались косоворотками. Кто из вас догадался, почему она так называется?

-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Это сложное слово, оно составлено из двух простых слов. Из каких слов состоит это слово? (косой + ворот = косоворотка). От этого и название такое.

- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка. Такие обычно носили мужчины. Рубаха была широкой и украшалась по подолу, по вороту, по краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом-кушаком.

Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Пояса выполняли много функций: они говорили о благосостоянии человека, а также являлись наградой и подарком и передавались по наследству. Расшивали праздничные рубахи шелковыми цветными нитями. Предпочтение отдавалось красному цвету (как оберег).

Особое значение придавалось расположению рисунка. Например:

• нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,

• наплечные – охраняли руки,

• наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.

Также в наряд мужчин входили штаны, их называли портки, заправлялись они в сапоги или в онучи (кусок ткани, а сверху онучей одевали лапти.

Воспитатель: Вы наверное засиделись – предлагаю поиграть в русскую народную игру «Где был Иванушка».

Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Курочку.

Курочка по семечкам (Дети показывают, как курочка клюет)

Зернышки клюет,

Иванушка в горенке

Песенки поет.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Уточку.

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

А курочка по зернышку (Дети показывают, как курочка клюет)

В семечках клюёт.

- Где был, Иванушка?

- На ярмарке.

- Что купил, Иванушка?

- Индюшонка.

Индюшонок шалды -балды (Дети показывают, как индюшонок крылышками

машет)

Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)

Взад — вперед плывет.

А курочка по зернышку (Дети показывают, как курочка клюет)

В сеничках клюёт.

Воспитатель: Мы продолжаем нашу экскурсию и поговорим о женском костюме.

- Что это, ребята?

- Рубаха.

- Раньше на Руси основой женского костюма являлась длинная рубаха. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. А поверх рубахи надевали сарафан. Что же такое сарафан (ответы детей).

Сарафа н — народная русская женская одежда. Длинное до пола платье, чаще всего без рукавов, которое одевали поверх рубахи.

Воспитатель: Плавные линии сарафана как бы струились,

делали женщину похожей на лебедя. Недаром

в песнях и в сказках они зовутся лебедушками.

А в южных районах России модницы поверх рубахи

надевали понёву или юбку.

Она одевалась непременно поверх рубахи, затем шел передник. Передник щедро украшался вышивкой.

Красный цвет преобладал в женских костюмах. Это цвет огня, солнца, магический, красивый, символ спасения и знак преграды для злых сил. Такой цвет должен был хранить и оберегать владельца от разных напастей.

Звучит русская народная мелодия и воспитатель предлагает поиграть детям в русскую народную игру «Золотые ворота».

Воспитатель: Хорошо поиграли, а теперь продолжим рассматривать экспонаты. И, наконец, головные уборы. Головные уборы у русских были разнообразными по форме.

Они четко делились на девичьи и на уборы замужних женщин:

- кокошники, ленты, венки /девичьи/;

- платки и чепцы – носили взрослые женщины.

Кокошник нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова).

- Девушки на Руси носили кокошники. Повторим ещё раз: кокошник.

- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором скажем: чепец.

- А сверху чепца надевали платок.

- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?

(опозориться)

- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.

Мужской головной убор – кепка или картуз. Кепку носят и по сей день, только внешний вид у неё немного изменился.

- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и мужчины. В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.

3 Часть: -Вместе мы рассмотрели костюмы, сарафаны наших предков. А теперь я вам предлагаю самостоятельно украсить сарафаны и косоворотки. Как вы думаете, чем можно украсить их, что мы можем использовать для этого? (ответы детей).

-Украсить одежду можно разными способами. Сегодня я предлагаю выполнить в технике пластилинография. Для этого мы перенесём наши узоры на красивые шаблоны сарафанов и косовороток. Предлагаю вам,основываясь на образцы выполнить работы. А для подсказки я размещу отдельно узоры крупным планом, которыми украшали раньше одежду у наших предков. Для того, чтобы узоры получились аккуратными, нужно вспомнить несколько простых, но важных правил по работе с пластилином. А именно: пластилин любит тепло наших рук, чтобы колбаски, жгутики были тонкими и аккуратными -выполнять работу нужно аккуратно, внимательно. А рядом для вас размещу несколько рад, как образец.

4 Часть:

Воспитатель: Вы сегодня молодцы, все были внимательными и многое узнали. А за ваши старания полагается развлечение.

Игра - развлечение «КАРУСЕЛЬ»

На деревянном шесте нанизаны ленты разной длины. Дети становятся парами и берутся рукой за ленту. Под музыку бегут по кругу. Ленты в это время закручиваются по шесту. Первый добежавший до шеста – считается победителем.

Рефлексия: -Хорошо прошло наше занятие. А вы как считаете, дети? Кому понравилось? Что именно понравилось больше? Что нового вы узнали? А что из сегодняшнего занятия вы уже знали или слышали? Что было трудного?

Вывод: Практика показала, что внедрение в воспитательный процесс тематических мероприятий по ознакомлению с историей русского народа, народными традициями и обрядами, способствует формированию основ гуманизма, воспитанию интереса к истории своего народа и оптимизации общего развития детей дошкольного возраста.

Приложение 1.

Приложение 2.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм»Дидактическая игра-раскраска по номерам «Русский народный костюм» Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Фотоотчет «Русский народный костюм»Фотоотчет «Русский народный костюм» В нашем детском саду мы стараемся уделять большое внимание истокам русской культуры. Огромное значение в сознании дошкольников имеет изучение.

Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии «Русский народный костюм»Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии «Русский народный костюм» Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии "Русский народный костюм" В рамках реализуемого в нашем детском саду "Золотая рыбка" проекта.

Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм»Конспект НОД для детей старшей группы «Русский народный костюм» Цель: Познакомить с русским народным костюмом. Образовательная задача: • Формировать знания об истоках русских народных традиций, знакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русский народный костюм. Знакомство с сарафаном и косовороткой»
Опубликовано: 6 апреля 2025 в 11:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русский народный костюм. Знакомство с сарафаном и косовороткой»» (включая файлы) размещена пользователем ОЛЬГА ИГНАТОВА (УИ 449763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных