МААМ-картинки

Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция

Шмырёва Елена
Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция

Детская тревожность - актуальность проблемы.

Психологическая коррекция тревожности.

Тревожность. Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина:

Публикация «Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция» размещена в разделах

«Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов».

В современной научно-популярной литературе часто смешиваются понятия «тревога» и «тревожность». Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Единичные, то есть не часто возникающие, проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность».

Тревога состоит из множества эмоций, одной из которых является страх. В «тревожном» переживании могут присутствовать и печаль, и стыд, и вина и т. д.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте. Однако каждому возрасту присущи так называемые «возрастные страхи». Первые проявления страха наблюдаются у детей в младенческом возрасте. В два года дети чаще всего боятся, например, посещения врача, а, начиная примерно с трехлетнего возраста, число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет – страх смерти своих родителей. С 7 до 11 лет ребенок больше всего боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым нормам и требованиям.

Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.

Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Однако многие психологи в качестве одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений.

Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон ребенка - положительный или отрицательный.

Так, если ребенок почти не улыбается, у него наблюдается плохое настроение или отмечается постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т. п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Состояние психологического дискомфорта у детей до 3 лет несложно заметить: у ребенка повышена общая и вегетативная возбудимость, нарушен сон, аппетит, возможны желудочно-кишечные расстройства. Такой соматовегетативный уровень реагирования – ведущий на раннем возрастном этапе.

Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику «плохо» (депривация потребности общения в семье или со сверстниками, то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние.

Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте, здесь включается динамический, двигательный тип реагирования.

Эмоционально-сенсорный тип реагирования складывается у ребенка к 7 годам и будет проявляться в страхах, высоком уровне тревожности. Если же реагирование уходит в область переживаний, то возникают неврозы и невротические реакции. У ребенка, не позволяющего себе эмоционального реагирования с поведенческим компонентом, как правило, формируются дискинезии, энурезы, сердечные аритмии т. д.

Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, - тип темперамента и социальные факторы.

В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания, растет сеть «альтернативных» дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень, на второй план становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности.

Мы живем в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей - дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии, у многих детей занижена самооценка, повышен уровень тревожности.

Тревожность, как индивидуальная психологическая особенность ребенка, проявляется в склонности к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях. Однако, по мнению А. И. Захарова, видного отечественного психолога-практика, ведущего специалиста в области детских и подростковых неврозов, у старших дошкольников и младших школьников тревожность не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Актуальность данной проблемы заключается в своевременном выявлении «тревожных» детей, в оказании им психологической помощи. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.

О программе психологической коррекции тревожности.

Объектом исследования являются дети дошкольного возраста.

Предметом исследования является выявление тревожности у детей дошкольного возраста.

Цель: путём психолого-педагогического воздействия преодолеть у детей тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями, сформировать психологические защиты от невротизирующих факторов.

Задачи:

1. Выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям.

2. Укрепить его самооценку и уверенность в себе.

3. Обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению.

4. Научить слушать себя и других, управлять своим поведением.

5. Развивать произвольность и самостоятельность.

6. Обучить ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Гипотезой данного исследования является то, что тревожность является результатом нарушения детско-родительских отношений, что ведет к появлению внутреннего конфликта у ребенка.

Внутренний конфликт ребенка может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить его в зависимое положение.

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями к ребенку.

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители.

Ребёнок с повышенной тревожностью отличается:

• постоянной подавленностью,

• насторожённостью,

• сложностью в установлении контактов,

• враждебным восприятием мира,

• мрачным взглядом на окружающее,

• заниженной самооценкой.

Повышенный уровень тревожности у маленьких детей может возникнуть вследствие:

• наследственных особенностей нервной системы и характера,

• родовых травм, инфекций и других заболеваний, перенесённых в раннем возрасте,

• болезней, перенесённых матерью во время беременности,

• поражений нервной системы плода и ребёнка до, во время и после родов,

• внешних обстоятельств (гиперопеки, отторжения родителей и пр.).

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности у детей:

• критика и упрёки,

• сравнение с другими детьми,

• отсутствие поддержки,

• нестабильность в повседневной жизни,

• непонимание происходящих событий,

• низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша,

• совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции,

• недостаток любви и внимания.

Среди причин повышенной тревожности у детей дошкольного возраста можно выделить:

• Бесконтрольный просмотр ТВ. По утверждению психологов и психотерапевтов, маленькие дети чаще всего боятся какого-нибудь пугающего персонажа из мультфильма.

• Сильный испуг (встреча с животным, нападение злодея, происшествие на воде, пожар или наводнение, военные действия и т. п.). Пережив такое, дошкольники могут вести себя неадекватно.

• Неблагоприятная атмосфера в семье (ссоры, крики, конфликты и пр.). У детей из таких семей могут возникать психосоматические симптомы (учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием и пр., приводящие к разного рода заболеваниям.

Полезно знать. Напряжённый социально-психологический климат в семье порождает повышенную тревожность ребёнка. Дети, которые чувствуют, что их не любят, вырастают тревожными, беспокойными, неуверенными в себе людьми.

• Недружелюбная атмосфера в ДОУ. Иногда причиной детской тревожности может стать поведение воспитателя в детском саду: угрозы, наказания и т. д. Ребёнок, постоянно слышащий крик, не может нормально развиваться, так как его нервная система находится в напряжении, что и проявляется в эмоциональной неуравновешенности.

• Насмешки сверстников. Малыши чувствуют себя униженными, если сверстникам удаётся потешаться над ними.

• Тревожное поведение взрослых. Дети берут пример с того, как ведут себя близкие взрослые.

• Слишком высокие требования взрослых, которые малыш не в силах выполнить.

• Авторитарность родителей. Властность родителей порождает страх.

• Разность во взглядах воспитания в семье. Сложно соответствовать, когда один родитель запрещает, а другой разрешает. Тогда возникает беспокойство, что один из родителей не одобрит поведение, какой-либо поступок.

• Ожидание неприятностей. Дети боятся родителей, когда знают, что он них ничего хорошего нельзя ждать.

Повышенная тревожность у детей может проявляться следующим образом:

1. В поведенческих реакциях:

• ребёнок может постоянно крутить и теребить что-то в руках (бумагу, одежду, волосы, грызть ногти и карандаши, сосать пальцы;

• излишняя скованность и напряжённость;

• повышенная суетливость, жестикуляция;

• ребёнок может что-то постоянно ронять и терять;

• малыш теряется, когда задают вопросы, сбивается и теряется, когда пытается что-то сказать;

• плаксивость.

2. В физиологических реакциях и симптомах:

• покраснение или, наоборот, побледнение лица;

• излишняя потливость;

• дрожание рук;

• вздрагивание при неожиданных звуках;

• учащённое сердцебиение, сложности с дыханием, жалобы на боль в животе и головную боль, позывы к мочеиспусканию;

• нарушения сна;

• проблемы с аппетитом.

3. В переживаниях и чувствах:

• боязнь неудачи;

• тягость ожидания;

• желание удалиться;

• чувство незащищённости;

• ощущение неполноценности;

• чувство стыда или вины.

Высокому уровню ситуативной тревожности могут предшествовать ситуации возможности разлуки с матерью, расставания с родителями, резкого изменения привычной обстановки и многое другое.

Планируемые результаты работы после проведённых коррекционных занятий:

• развитие у детей позитивного самовосприятия;

• повышение уверенности в себе и в своих силах;

• развитие доверия к другим;

• снижение количества страхов;

• снятие телесного напряжения;

• развитие умения выражать свои эмоции;

• развитие навыков коллективной работы;

• развитие навыков самоконтроля.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы.

Актуальность проблемы развития творческого потенциала у дошкольников на современном этапе «…творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» Выготский.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» «АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Консультация для родителей «Детская ложь: причины и решение проблемы» Консультация для родителей на тему: «Детская ложь: причины и решение проблемы» Выполнила: Нагаева Н. Н. Многие родители периодически ловят.

Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему «Детская тревожность»Конспект занятия в клубе для молодых родителей в детском саду на тему «Детская тревожность» Цель: повысить компетентность родителей по теме «Детская тревожность» Задачи: создать теплую атмосферу и доверительные отношения.

Консультация для родителей «Тревожность в детском возрасте» Тревожность в детском возрасте. Природа создает уникальным каждого человека. От рождения ребенок получает собственные достоинства и недостатки,.

Консультация «Тревожность» Оказывается, что сама интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном.

Психологическая коррекция. Программа педагога-психолога Психологическая коррекция. Что такое психологическая коррекция? В настоящий момент отсутствует общепринятое определение понятия «пси-хологическая.

Родительское собрание «Детская тревожность» Цели: Обсудить с родителями проблему тревожности у детей; Обобщить знания родителей о влиянии тревожности на психическое развитие ребенка;.

Тревожность детей и способы ее коррекции Для любого психолога поведение ребенка, его выражение чувств - особый показатель в понимании его внутреннего мира, который говорит нам о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская тревожность — актуальность проблемы, психологическая коррекция
Опубликовано: 5 августа 2019 в 10:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД