МААМ-картинки

Детские психологические травмы

Елена Цвилёва
Детские психологические травмы

Детские психологические травмы

Дети беззащитны и доверчивы, особенно к значимым взрослым фигурам – мамам и папам. В детском возрасте нет четкого представления об окружающем мире и о самих себе, поэтому нанести ущерб психике ребенка очень просто.

Большинство проблем человека во взрослой жизни – это последствия детских психологических травм. Ситуации, которые нанесли ущерб психологической целостности человека, могут быть давно забыты.

Публикация «Детские психологические травмы» размещена в разделах

Ситуация особенно осложняется тем, что родители для маленького ребенка – всегда абсолютный авторитет и обеспечивают его безопасность и удовлетворение его базовых физиологических и психологических потребностей. Многие родители сознательно или неосознанно используют эти свои возможности и пользуются беззащитностью своего ребенка для применения к нему различных форм насилия с целью сохранения или повышения собственного комфорта.

Такое насилие часто носит неявные формы, и родители часто неосознанно применяют его для того, чтобы:

• скрыть собственные ошибки в воспитании;

• скрыть неуверенность в себе;

• укрепить свой авторитет в глазах ребенка;

• сделать ребенка более послушным (через развитие в нем неуверенности);

• избежать воспитательной работы, которая кажется неприятной и тяжелой.

Откуда появляются детские психологические травмы?

В детстве многие дети и подростки испытывают стресс, эмоциональное напряжение, которое иногда длится долгий период. На одних детей они не оказывают сильного или глубокого влияния, для других же могут остаться глубокой раной в психике на долгие годы. Такую психологическую травму люди могут нести через всю жизнь и это отражается в первую очередь на общении и на отношениях с окружающими. Человеку, пережившему душевную травму или сильное переживание в детстве, обычно гораздо сложнее выстраивать гармоничные отношения с людьми, за этим часто следует несчастливая личная жизнь.

Травму может вызвать также и какое-либо хроническое заболевание, лечение которого было связано у ребенка с болью, тревогой и продолжительным напряжением. Значительно подействовать на душевное состояние способны даже частые простуды. Часто родители стараются чрезмерно опекать болезненных детей, ограничивая их в действиях и желаниях. Ребенку внушают, что он болен, слаб и в не похож на своих сверстников. Как результат, став взрослым, человек излишне внимательно относится к своему здоровью, часто проявляет мнительность без повода.

В результате любых неправильных действий со стороны взрослых – будь то прямое насилие или даже просто чрезмерная опека, ребенок испытывает страх, становится неуверенным в себе, часто агрессивным. Если к насильственным действиям добавляется явное наказание это усугубляет ситуацию, поскольку наказанный ребенок — это всегда униженный ребенок. Даже повышение родителем голоса, крик, а тем более прямое физическое наказание могут вызвать душевную травму, которая только усугубляется если это происходит постоянно. При этом родителям кажется, что, действуя таким образом, они воспитывают ребенка, хотя на самом деле они его травмируют. Если же насилие носит сексуальный характер, с таким случаем может справиться только специалист.

Часто в результате необдуманных или неправильных действия со стороны взрослых у ребенка в итоге формируется чувство вины, возникают сложности во взаимоотношениях с обществом. В результате он постоянно предъявляет завышенные требования к себе и к будущему партнеру, что часто становится причиной трудностей в поисках супруга и частых конфликтов в семье.

Иногда последствия таких действий родителей выражаются в том, что дети начинают винить себя, и это отражается на всей их дальнейшей жизни, на формировании самооценки и на сфере взаимодействия с окружающими.

Специалисты нашего центра знают, что любое событие или действие родителя, имеющее значимость для ребенка, может стать причиной детской психологической травмы и помогут выявить причины и постепенно устранить ее последствия.

Если в семье происходит событие, которое переворачивает весь привычный уклад жизни ребенка – например смерть родственника, ребенок может замкнуться в себе, перестать общаться, его мировоззрение меняется. Последствия случившегося могут быть очень разными: ребенок может закрыться, начинает винить себя. Причины такого поведения часто может распознать только специалист, и его вмешательство необходимо как можно скорее, поскольку в этих случаях для ребенка наряду с психотерапевтической помощью необходима поддержка и понимание со стороны близких и значимых людей.

События и способы поведения, создающие детские психологические травмы :

жестокое обращение родителей: побои, наказания и прочее;

• отсутствие любви и внимания по отношению к ребенку;

• частые конфликты в семье;

• подавление воли и желаний ребенка – требование тотального послушания;

• разводы;

• враждебная социальная среда детском саду или школе);

• чрезмерная опека и другие факторы.

Последствия психологических травм у детей

Обычно только специалист-психолог способен определить четкие психологические симптомы, которые помогут понять, когда ребенку нужна психологическая помощь. У травмированного ребенка чаще всего наблюдаются изменения в поведении и эмоциональном состоянии, нестабильное настроение, общая тревожность, замкнутость, нарушение концентрации внимания.

В таком состоянии у ребенка происходят также определенные физиологические изменения – он плохо спит, становится излишне суетлив и напряжен, у него снижается работоспособность. При наличии нескольких признаков одновременно родители должны обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния ребенка.

Детские травмы опасны прежде всего тем, что самостоятельно с ними справиться, как правило, невозможно. Детям необходима помощь специалистов, чтобы избежать дальнейшего пагубного влияния психологической травмы на жизнь.

Публикации по теме:

Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы»Детские стихи «Светофор», «Мороженое», «Детские забавы» Детские стихи (Авторские) Автор: Волченкова Ольга Александровна "Светофор"Светофор - наш друг, помощник, На дороге он стоит, И мигая красным.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Тренинг «Психологические игры и упражнения с дошкольниками «В краю хорошего настроения» Тренинг:Психологические игры и упражнения с дошкольниками. «В краю хорошего настроения»Детский сад – это настоящее мини-сообщество, где.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детские психологические травмы
Опубликовано: 24 июля 2022 в 14:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД