Лучший педагог года

Детский голос. Пение в детском саду

Елена Корякина
Детский голос. Пение в детском саду

Введение 3

1. Певческие способности дошкольников и их значение для развития личности ребенка 5

2. Виды, цель, задачи пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста 8

3. Возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников 11

4. Методика обучения пению дошкольников в разных возрастных группах 14

5. Этапы, методы и приемы работы над песней на занятиях со старшими дошкольниками в детском саду 19

Заключение 21

Список литературы 24

Приложение 25

Введение

Публикация «Детский голос, Пение в детском саду» размещена в разделах

Актуальность темы работы связана с тем, что музыкально-художественному образованию детей придается большое значение. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования музыка выделена в отдельную образовательную область, целью которой является развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству [6].

Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовывать творческие, сюжетные игры. Пение – один из любимых детьми видов музыкально-художественной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии.

Пение – это вид музыкальной деятельности и основное средство музыкального воспитания дошкольников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения.

Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и другое, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у него устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И. И. Левидова, В. А. Алмазова, Э. П. Костиной, Н. А. Ветлугиной и других, посвященных детской певческой деятельности. Ученные считают, певческая деятельность воспитывает у ребенка любовь к музыке, развивает его музыкальность, способствует развитию эмоциональной сферы и эстетическому воспитанию.

Цель работы: выделить особенности пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Рассмотреть певческие способности дошкольников и их значение для развития личности ребенка.

3. Выделить виды, цель, задачи пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

4. Охарактеризовать возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников.

5. Описать методику обучения пению дошкольников в разных возрастных группах и этапы, методы и приемы работы над песней на занятиях со старшими дошкольниками в детском саду.

1. Певческие способности дошкольников и их значение для развития личности ребенка

Развитие певческих способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе певческих способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения.

В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности. Выразительность языка пения во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении пения из речевых интонаций. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Исходя из этих характеристик голоса, Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на певческую деятельность как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи.

Б. М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития певческих способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности певческих способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И. П. Павлова, Б. М. Теплов подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. Способности он определяет как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих видов деятельности [9, с. 34]. Они не сводятся к наличию навыков, умений и знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Б. М. Теплов указывает на наличие у человека, более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы. «Проблема музыкальности, - подчеркивает Б. М. Теплов, - это проблема, прежде всего качественная, а не количественная» [9, с. 36]. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ребенок, а вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития. Таким образом, по мнению Б. М. Теплова, певческие способности зависят от врожденных задатков, но развиваются в процессе воспитания и обучения, поэтому способности к пению развиваются в певческой деятельности.

Певческая деятельность в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние не только на развитие музыкальности, но и на общее развитие ребенка. На это указывают все психологи и педагоги, занимающиеся проблемами певческой деятельности дошкольников.

Исследования В. И. Петрушина доказывают, что в активной певческой деятельности совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, ощущения, приобретаются знания, возникают новые потребности, интересы, эмоции, развиваются способности [5, с. 19]. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что в пении, как и в любой деятельности необходимы сознательность и целенаправленность. Сознание ребенка формируется в совместном пении деятельности со сверстниками и взрослыми. Так дети приобретают опыт, учатся познавать себя и других, оценивать поступки, действия [8, с. 185].

Занимаясь обучением пению дошкольников, А. А. Люблинская заметила, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма [3].

Н. А. Ветлугина указывает, что пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности и особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений [4, с. 11].

Таким образом, певческие способности необходимо развивать с дошкольного возраста. Певческая деятельность дошкольников является способом формирования музыкальности, развития восприятия, ощущений, памяти, мышления, внимания, воображение и речи. Пение благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, способствует эстетическому воспитанию.

2. Виды, цель, задачи пения как вида музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

Певческая деятельность – это деятельность по исполнению песен.

Певческая деятельность дошкольников включает элементарные навыки по пению простых, доступных детскому пониманию песен [7, с. 91].

Виды певческой деятельности дошкольников (по В. И. Петрушину) :

1. Пение для развития музыкального восприятия:

- слушание песен, не предназначенных для пения;

- слушание песен, предназначенных для последующего их исполнения;

- пение мелодий и упражнений для развития представлений о высоте, тембре, длительности, силе звуков (развитие сенсорных способностей).

2. Исполнение песен:

- пение с сопровождением и без него;

- пение с собственным сопровождением на детских музыкальных инструментах;

- пение для сопровождения движений (хороводы).

3. Пение в музыкально-образовательной деятельности:

- пение упражнений для приобретения певческих навыков и музыкальных знаний;

- педагогический анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т. д.).

4. Детское песенное творчество :

- импровизация;

- сочинение мелодий к заданным текстам; сочинение хороводов.

Различные виды певческой деятельности дошкольников тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние: исполнение и слушание песен, пение и упражнения, слушание песен и песенное творчество и т. д. Разнообразны также формы их организации: занятия (коллективные и индивидуальные, самостоятельная деятельность, праздники и развлечения.

Основная цель певческой деятельности дошкольников – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке.

Во всех современных авторских программах музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста уделяется большое внимание певческой деятельности. Например, в программе «Камертон» Э. П. Костиной в певческой деятельности выделяет следующие задачи:

В младших группах:

Побуждать детей к восприятию песен, вызывая желание вслушиваться в настроение, интонацию песни и характерные особенности музыкального образа.

Побуждать к эмоциональной отзывчивости на выразительные (характер, настроение) и изобразительные (средства музыкальной выразительности) особенности музыки песни.

В средней группе:

Развивать музыкально-сенсорный слух детей, побуждая воспринимать и различать высокое и низкое, тихое и громкое звучание музыкальных звуков.

Приобщать к выразительному пению.

В старшей и подготовительной к школе группах:

Приобщать к элементарным певческим умениям:

- напевному, протяжному пению;

- правильной певческой дикции;

- согласованному пению в соответствии с особенностями музыкального звучания;

- одновременному началу и окончанию песни.

Приобщать к сольному и коллективному исполнению, к самостоятельному пению и совместному со взрослыми, под аккомпанемент и без него.

Побуждать к освоению первоначальных музыкально-творческих певческих проявлений (спеть колыбельную для мишки, плясовую для зайчонка) [2, с. 33].

Н. А. Ветлугина отмечает, что задачи певческой деятельности детей дошкольного возраста вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны. Они заключаются в следующем:

1. Развивать музыкальные способности (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

2. Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

3. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей [4, с. 41].

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации музыкальной деятельности с учетом возрастных особенностей детей.

3. Возрастные особенности слуха, голоса и пения дошкольников

Для того чтобы успешно осуществить работу по развитию музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста в певческой деятельности, педагогу необходимо знать возрастные особенности развития певческого голоса и слуха детей.

На втором году жизни, – пишет Н. А. Ветлугина, – слуховые ощущения детей становятся более дифференцированными: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан) [4, с. 24]. В этот период рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности [10, с. 36], но все же можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении.

У детей младшего дошкольного возраста голосовой аппарат еще не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. Гортань ребенка более чем в два с половиной раза меньше гортани взрослого. Звук, образовавшийся в гортани, очень слабый, он усиливается в основном головным резонатором (полость глотки, рта, носа, так как грудной резонатор (полость трахей и бронхов) почти не развит. Поэтому голос ребенка 3-4 лет очень несильный, дыхание слабое, поверхностное [10, с. 38].

У младших дошкольников более интенсивно, чем на втором году жизни, развиваются музыкально-сенсорные способности: дети могут сравнивать звуки по высоте, тембру, динамике [9, с. 10]. В исследованиях Т. С. Бабаджан отмечается, что дети 3 лет «поют мелодию неточно, передавая лишь общее направление отдельных интервалов или музыкальных фраз» [7, с. 52]. По наблюдениям Н. А. Ветлугиной, некоторые дети 3-х лет могут точно воспроизвести голосом несложную мелодию. К 4 годам многие дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку [4, с. 27]. В основе деятельности детей 3-4 лет лежит подражание взрослому. Они активно включаются в пение взрослого : подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, попевочки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Овладение первоначальными вокально-хоровыми навыками помогает становлению у детей младшего дошкольного возраста певческого звучания.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си, дыхание стало более организованным, хотя все еще, довольно поверхностное [1, с. 162]. У детей пятого года жизни голос приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом [7, с. 56].

У детей этого возраста расширяется словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, то есть улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты и даже квинты: слышат движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослым; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого).

Дети этого возраста проявляют интерес к пению, поют совместно со взрослыми, сверстниками и самостоятельно. Расширяются их певческие возможности: увеличивается диапазон (ре –си первой октавы, более организованным становится дыхание, в связи с активным развитием речи улучшается дикция. Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске [1, с. 194]. У детей начинают развиваться творческие способности во всех видах музыкальной деятельности: в пении это проявляется в простейших звукоподражаниях, сочинении отдельных песенных интонаций разного настроения на готовый текст.

У детей 6-7 лет интенсивно развиваются музыкальные способности – ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии – понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении [1, с. 196]. Поэтому в певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы – до, до-диез второй октавы, формирования более четкой дикции.

Певческие голоса в этом возрасте приобретают звонкость, напевность, подвижность. Выравнивается диапазон, вокальная интонация становится более устойчивой [7, с. 65]. Если четырехлетние дети еще нуждаются в постоянной поддержке взрослого, то при систематическом обучении большинство шестилетних детей поет без инструментального сопровождения.

Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, а диапазон должен постепенно расширяться (ре первой октавы – до второй). У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр [1, с. 196]. Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

Публикации по теме:

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Детский концерт ко Дню города в народном, казачьем стиле в детском садуДетский концерт ко Дню города в народном, казачьем стиле в детском саду Детский концерт ко Дню рождения города Новочеркасск «Как у нас было на Дону» (старший возраст) Разработала: Музыкальный руководитель МБДОУ.

Фотоотчёт о выпускном утреннике в детском саду «Маршрут «Детский сад — Школа»Фотоотчёт о выпускном утреннике в детском саду «Маршрут «Детский сад — Школа» Самый волнительный праздник – выпускной! Самый красивый праздник-выпускной! Выпускной. Пора расставаться… А как нелегко расставаться нам.

Мастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». ПрезентацияМастер-класс для музыкальных руководителей, воспитателей, специалистов «Пение — путь к здоровью». Презентация Музыкальный руководитель. Уважаемые коллеги, вашему вниманию я представляю мастер-класс на тему «Пение – путь к здоровью» Слайд № 1 Ни.

Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка»Фотоотчет «Пение как средство развития ребёнка» Пение, как средство развития ребёнка. Пение невероятно полезно для детского организма. Занятия пением способствуют улучшению психического.

Сценарий выпускного праздника «Спасибо, детский сад» для детей подготовительной к школе группы в детском саду Тема: Сценарий выпускного праздника в детском саду "Спасибо, детский сад!" Ведущая. Очень взволнован сегодня детский сад В школу своих.

Сценарий выпускного праздника в детском саду «До свиданья, детский сад!» Звучит торжественная музыка, выходят Ведущие. 1 Ведущая: Есть одна страна на свете Не найти другой такой. Не отмечена на карте И размер.

Сценарий выпускного утренника в детском саду «Прощай, наш любимый детский сад!» Сценарий выпускного утренника в детском саду "Прощай, наш любимый детский сад!" (В зал входит ведущий). Ведущий: С волнением вошли мы.

Фотоотчет «Онлайн-выпускной в детском саду «До свиданья, детский сад, здравствуй, школа»Фотоотчет «Онлайн-выпускной в детском саду «До свиданья, детский сад, здравствуй, школа» Быстро пролетели дошкольные годы воспитанников подготовительной группы нашего детского сада. И вот пришла пора прощаться с детским садом.

Выпускной утренник в детском саду «Первоклассные стиляги покидают детский сад» для детей подготовительной группыВыпускной утренник в детском саду «Первоклассные стиляги покидают детский сад» для детей подготовительной группы Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» поселка Островское Островского района Костромской области.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детский голос. Пение в детском саду
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 23:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД