Получи документы

Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников

Татьяна Гицевич
Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников

Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников.

Наиболее благоприятные условия для полного развития ребёнка складываются именно в детском коллективе. Детский коллектив имеет огромное влияние на развитие личности : формирует её, создаёт почву для самовыражения. Развитие личности происходит тогда, когда ребёнок проявляет себя и действует. Именно через взаимодействие детей развиваются личностные качества каждого ребёнка.

Публикация «Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников» размещена в разделах

С первых дней пребывания ребёнка в детском образовательном учреждении воспитатель приобщает его к социальной действительности. Каждый ребёнок это личность,у которой есть свои особенности. Процесс развития этих особенностей тесно связан с окружающей социальной средой. Поэтому одна из задач воспитателя - создание комфортных условий в детском коллективе, положительного эмоционального настроя. Важно чтобы ребёнок чувствовал себя среди сверстников свободно, расковано, мог проявить себя. Как известно из возрастной психологии, именно в детском возрасте у детей происходит развитие положительных личностных качеств : доброта, общительность, отзывчивость, трудолюбие, аккуратность, добросовестность. Поэтому необходимо стимулировать и закреплять их развитие посредством тесного взаимодействия и сотрудничества детей.

В нашей группе дети старшего дошкольного возраста. Для реализации данной задачи в детском саду мы используем социальные игры, направленные на формирование и развитие дружественных отношений, сплочённости, принятие сверстника другими детьми. В ходе игр дети много общаются между собой, что способствует развитию коммуникативных способностей. Со старшими дошкольниками мы играем в такие игры, как "Птички на жёрдочке", "Динозавр, который ничего не видит", "Добрые эльфы","Общий круг", "Бабушка Маланья", "Передай настроение", "Запрещённые движения", "Выбери партнёра" и др. К примеру, играя в игру "Добрые эльфы" дети делятся на две команды "Эльфы" и "Труженики". Дети"Эльфы" подбирают добрые, ласковые слова, убаюкивая "Тружеников". Эта игра способствует развитию доброжелательности, чуткости, внимательного отношения к другим, что имеет немаловажное значение.

В своей практике мы широко применяем народные игры. Они имеют большое воспитательное и развивающее значение. Правила этих игр регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствует развитию воли. В ходе игры дети приучаются сами в любой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения, проявлять инициативу, т. е. они приобретают важные личностные качества. Детям нравятся такие народные игры как :"Коршун", "Стадо", "Шлёпанки", "Лапта".

Народная игра "Шлёпанки" начинается с выбора водящего. Играющие встают в круг на расстоянии шага один от другого. Водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает) ладонью. Число отбиваний мяча не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра продолжается сначала. Тот, кто уронит мяч, встаёт на место водящего. Эти игры требуют от детей концентрированного внимания, ловкости, сноровки, быстроты действий.

Кроме социальных и народных игр нами широко используются и игровые ситуации, направленные на укрепление детского коллектива. Например:" Чем порадовать маму?", "Напиши письмо больному другу","Поможем малышам"и др. Они помогают сформировать у детей чувства сострадания, заботы, ответственности. Особенно детям нравиться ситуация"Поздравь друга с днём рождения". В группе выбирается именинник. Заранее договариваемся о подарках, которые дети делают своими руками. Это могут быть фигурки, изготовленные из пластилина, рисунки- картины, аппликационная работа или поделка из конструктора. Совместно с детьми поздравляем именинника, дарим подарки, поздравления, устраиваем "чаепитие". Далее ситуация перерастает в увлечённую игру. Эта игровая ситуация способствует развитию дружеских отношений, норм и правил этикета, поведения.

В своей работе, с целью поддержания благоприятного эмоционального фона используем дидактическое упражнение "Антошкино настроение". Антошка- игровой персонаж, сделанный из тканевой перчатки с приклеенной к ней картонной головой. На его лице изображены различные эмоциональные состояния: радость, злость, печаль, восторг, плач. Мы с детьми учимся узнавать эмоции по мимики, жестам, интонации голоса другого человека. В детском саду практикуются каждодневные утренние беседы: "Какое у Антошки сегодня настроение?"."Как вы догадались?" Дети рассматривают мимику и отвечают на вопросы. Таким образом, анализируем разные эмоциональные состояния "Антошки"(злость, радость, удивление).Все эти настроения мы проделываем вместе. Затем предлагаем ребёнку самому показать какое у него настроение. При выполнении этого упражнения следим за выразительностью мимических движений.

Так мы настраиваем детей с утра на положительное эмоциональное состояние, развивая в них внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам. Эти умения отражаются в игровой, познавательной и совместной деятельности дошкольников.

Таким образом, детский коллектив является средством формирования личностных качеств. Старшие дошкольники придают большое значение нравственным качествам личности сверстника. Их привлекает отзывчивость, внимательность. Мы считает, что данный вопрос о развитии положительных личностных качеств в детском коллективе должен проходить одним из главных направлений во всей воспитательно- образовательной работе педагогов ДОУ.

Литература.

1. Детство : Программа развития и воспитания в детском саду/Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А. ,Гурович Л. М. -СПб. : Детство-Пресс,2016

2. Детские народные подвижные игры: Для воспитателей детского сада и родителей/Сост. Кенеман А. В. ,Осокина Т. И. - М. :Просвещение; Владос,2015

3. Как организовать коллектив дошкольников/Хондзё М., Сисидо Т., Исикава М. : пер с япон. - М. Педагогика, 2010

4. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру/Козлова С. А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/Катаева Л. И. -М. :"ЛИНКА-ПРЕСС", 2014

Публикации по теме:

Сказкотерапия как средство формирования нравственно-патриотических представлений и качеств у дошкольников с ЗПР План работы по самообразованию: • Тема • Проблема • Этапы работы • Результат работы и формы его представления Этапы работы по самообразованию:.

Театр  как средство формирования речи дошкольников Отчет по самообразованию воспитателя второй младшей группы Скурихиной О. В. воспитателя ШМДОКУ д/сад "Солнышко" пгт Ленинское Кировской области.

Формирование у дошкольников социально-личностных качеств посредством игровой деятельности Конспект занятия по игровой деятельности во 2-ой младшей группе на тему: «Кукла Маша друзей потеряла» Подготовила и провела: воспитатель.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Краеведение как средство формирования патриотических качеств у дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка, целью которого является.

Лэпбук как средство формирования коммуникативных навыков у дошкольников Введение Существенные перемены в социальной, экономической и социокультурной сфере вызывают значительные изменения в жизнедеятельности.

Игра, как средство формирования представлений о форме у дошкольников Трансформер, головоломка «змейка», конструктор «Уголки»… .Что общего между этими игрушками? На первый взгляд кажется – ничего. Но если.

Игра как средство формирования любознательности у дошкольников «Игра как средство формирования любознательности у дошкольников» «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных качеств личности дошкольника Театрализованная деятельность, как средство формирования коммуникативных качеств личности дошкольника Театрализованная деятельность в.

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников[/b] Природа оказывает на ребенка не только воспитательное,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детский коллектив как средство формирования личностных качеств дошкольников
Опубликовано: 24 ноября 2018 в 15:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД