Ирина Паршикова
Детский сад и семья — территория здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. В законе РФ «Об образовании» от 26 декабря 2012 года в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия превращается в его цель.
Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного образования, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Публикация «Детский сад и семья — территория здоровья» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию дошкольной организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени – дошкольного.
В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка.
Основные задачи работы, поставленные перед дошкольным учреждением: • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• объединение усилий для развития и воспитания детей;
• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизация и обогащение воспитательных умений родителей
предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Коллектив МАДОУ свою работу по взаимодействию с родителями строит на следующих принципах, которые представлены на слайде.
Для привлечения родителей в систему работы по физическому развитию мы повышаем компетентность родителей в вопросах стандартизации образования и активно сотрудничаем с родителями, применяя различные формы. Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему. Это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Взаимодействие нашего дошкольного учреждения с родителями по физическому развитию воспитанников осуществляется через те формы взаимодействия, которые:
- актуальны для нашего детского сада, в соответствии со спецификой учреждения, с выбранными задачами;
- востребованы родителями.
Кроме традиционных форм мы используем новую форму «Желанные встречи», где родители наших воспитанников не только долгожданные гости, но и равноправные участники различных мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе, осуществляемой в ДОУ:
• Утренняя зарядка вместе с родителями
• Совместная двигательная деятельность детей и родителей
• Тропинка здоровья (нетрадиционный утренний прием детей и родителей)
• Совместные праздники, досуги, развлечения
• Деловые игры
• Клуб «Вместе с мамой»»
• Фотовыставки, тематические выставки детских рисунков
• Муниципальные мероприятия
Утренняя зарядка вместе с родителями
В теплое время года (осенью, весной и летом) каждое утро в детском саду начинается с утренней гимнастики. Мы поместили объявление с приглашением на зарядку детей, родителей, сотрудников ДОУ. И взрослые очень часто присоединяются, получая массу положительных эмоций.
Совместная двигательная деятельность детей и родителей
Наиболее популярными, эффективными и самыми посещаемыми семьями мероприятиями являются те, которые предполагают совместную двигательную деятельность со своими детьми.
Тропинка здоровья
(нетрадиционный утренний прием детей и родителей)
Большим успехом пользуется придуманная нами форма нетрадиционный утренний прием «Тропинка здоровья». Начиная от калитки, всем детям, родителям, сотрудникам и гостям в этот день нужно выполнить задания: пролезть в обруч, затем попрыгать в классики, пройти по лабиринту, составленному из степов, провести и забить шайбу в ворота, перепрыгнуть через препятствия, сбить фигуру в игре «Городки». Всем без исключения можно прыгать на фитболах, батутах и т. д.
Туристические походы
В ДОУ сложились свои спортивные традиции, оказывающие влияние на уровень физического воспитания, обогащающие спортивную жизнь наших воспитанников, родителей, сотрудников. Так ежегодно два раза в год мы проводим туристические походы.
Акции
С большим успехом в ДОУ проходят акции с целью акцентирования внимания о здоровье и здоровом образе жизни:
«Спорт против наркотиков», «Здоровая семья – здоровые дети» и др.
Спартакиада
Осенью и весной в нашем детском саду проводится спартакиада для дошкольников и взрослых. Соревнования проводятся в четырех видах: прыжках в длину с места, в метании набивного мяча, метании мешочка и в беге. Это замечательный праздник для взрослых и детей.
Совместные праздники, досуги, развлечения
Как показала практика непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками, дедушками, реализуемое празднично – игровой и совместной творческой деятельности является эффективным средством воспитания и развития.
Деловые игры
Деловые игры, предлагаемые родителям, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, укреплению семейных связей и гармонизации детско-родительских отношений
Клуб «Вместе с мамой»
Совместные занятия с родителями в клубе «Вместе с мамой» решают задачи физического развития и воспитания дошкольников, улучшают качество общения и взаимодействия родителей и детей. Каждое такое занятие является интересным и увлекательным и содержательным.
Фотовыставки, тематические выставки детских рисунков
Рисунки, фотографии из личного архива дошкольников помогают актуализировать личный опыт занятий спортом ребенка с родителями, вызывают чувство гордости за себя и свою семью.
Муниципальные мероприятия
Стало уже доброй традицией участвовать в замечательных муниципальных мероприятиях «Забег Дедов Морозов» и «Всей семьей на старт»
Слайд № В заключение я хочу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Все описанные формы работы с родителями по физическому развитию детей мы продолжаем вести и сегодня, ищем новые пути и средства организации сотрудничества с родителями.