Лучший педагог года

Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация

Анна Чулкова
Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация

В психолого-педагогической литературе детские эксперименты классифицируются по разным принципам:

- по характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д. ;

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;

Публикация «Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация» размещена в разделах

- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.);

- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач;

- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Все игры-эксперименты, проводимые нами с детьми, мы разделили по способу применения в группе - на демонстрационные и фронтальные. Обе эти группы имеют и достоинства, и недостатки. Остановимся на них подробнее.

К демонстрационным мы отнесли наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у воспитателя. Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами (конспект занятия см. приложение 2).

Исходя из нашего опыта, мы выделили следующие сильные стороны демонстрационных игр-экспериментов :

1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько, в процессе работы и при подведении итогов.

2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, воспитатель имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.

3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.

4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.

5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.

6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.

7. Проще решаются вопросы гигиены.

8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе.

Демонстрационные игры-эксперименты имеют и слабые стороны:

1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.

2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.

3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.

4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.

5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.

6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как воспитатель совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, поскольку у детей еще сильно выражено действенное мышление.

7. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других – низким.

8. Сведена до минимума инициатива детей.

9. Затруднена индивидуализация обучения.

К фронтальным мы отнесли такие наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется много объектов, и они находятся в руках у детей (конспект занятия см. приложение 1). Игры-эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».

Сильные стороны фронтальных игр-экспериментов выражаются в том, что дети могут:

- хорошо видеть мелкие детали;

- рассмотреть объект со всех сторон;

- использовать для обследования все анализаторы;

- реализовать заложенную в них потребность к деятельности;

- работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.

- эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;

- процесс обучения индивидуализирован.

Слабые стороны фронтальных игр-экспериментов :

1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.

2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.

3. Труднее установить контакт с детьми.

4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.

5. Повышается риск ухудшения дисциплины.

6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.

Демонстрационный метод обучения в играх-экспериментах мы предпочитали в следующих случаях:

- если объекты существуют в одном экземпляре;

- если объект не может быть дан детям в руки (горящая свеча, фен);

- если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами;

- если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;

- если воспитатель не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.

Во всех остальных случаях мы старались проводить фронтальные игры-эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.

Проводя игры-эксперименты, мы замечали, что интерес детей к этому виду деятельности заметно усилился. То, что привлекательно, забавно, интересно - пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал. Ситуации успеха, которые мы создавали детям, хорошо мотивировали их для дальнейших занятий экспериментированием.

Во время игр-экспериментов мы проводили и индивидуальную работу с детьми, стимулировали речевые высказывания у малоговорящих. В речи детей появились вопросы: Почему? Где? Когда? Мы старались направлять мышление ребенка на поиск ответа, учили строить предположения. Следует отметить, что связная речь детей 2-3 лет еще недостаточно развита, им трудно выразить словами то, что хотелось бы, особенно, если детей переполняют эмоции. В процессе экспериментирования словарь детей пополнялся за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В связной речи начали появляться придаточные предложения.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили родительские собрания, консультации, на которых родители узнавали об организации детского экспериментирования, знакомились с видами опытов с водой, воздухом, песком. Также для родителей мы выпускали ширмы-передвижки по данному вопросу.

В заключение мы сформулировали некоторые рекомендации для воспитателей по организации детского экспериментирования.

Для приучения детей к правилам экспериментирования мы рекомендуем первоначально учить детей экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов можно вносить в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Проводимый с детьми эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [3; 38] Кроме того:

• Вода для экспериментов должна быть теплой.

• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см.

• Нужно иметь клеёнчатые передники, нарукавники.

• Обязательно иметь салфетки, полотенца.

• Материалы должны быть расположены так, чтобы взрослый легко мог ими воспользоваться.

• По окончании игр с водой все игрушки и предметы следует просушить.

Правила для детей:

• Нельзя намеренно выливать воду на пол.

• Нельзя брызгать водой на других детей.

• После игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

Литература

1. Карюхина Н. А. Чудеса на песке и воде. – М, 2008.

2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с. – с. 38.

3. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005.

4. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 220 с.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Познавательно — исследовательская деятельность старших дошкольников» Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. В старшем дошкольном возрасте познавательное.

Экспериментирование в жизни маленького дошкольника. Из опыта работы Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться своим опытом работы по теме:" Экспериментирование дошкольника как средство ознакомления с окружающем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация
Опубликовано: 22 июля 2013 в 23:28
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД