Ольга Чикарова
Диагностика одарённости детей дошкольного возраста
Диагностика одарённости детей дошкольного возраста включает методы, направленные на выявление компонентов одарённости : интеллекта, креативности, специальных способностей.
Методы диагностики
Некоторые принципы выявления одарённых детей :
Комплексное оценивание разных сторон поведения и деятельности ребёнка. Используют различные источники информации, чтобы охватить широкий спектр способностей.
Длительность идентификации — развёрнутое во времени наблюдение за поведением ребёнка в разных ситуациях.
Публикация «Диагностика одарённости детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Анализ поведения в сферах, соответствующих склонностям и интересам. Например, включение в специально организованные предметно-игровые занятия.
Подключение экспертов — специалистов в соответствующей предметной области (математиков, филологов и др.).
Оценка признаков одарённости не только по отношению к актуальному уровню психического развития, но и с учётом зоны ближайшего развития.
Примеры методик
Некоторые методики диагностики одарённости дошкольников :
«Карта одарённости» А. И. Савенкова. Позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости : интеллектуальной, творческой, академической и др.
Опросник креативности Дж. Рензулли в адаптации Е. Е. Туник. Состоит из списков характеристик творческого мышления и поведения. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде.
Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко. Направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Используют комплект карточек с фигурками неопределённой формы.
Экспертные карты для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.).
Важно помнить, что высокие значения по одному показателю не всегда являются свидетельством одарённости, а низкие — доказательством её отсутствия. Результаты тестирования интерпретируют с учётом всего комплекса данных, полученных при применении разных методов.