Евгения Баранова
Диагностика речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно. Восприятие речи детьми раннего возраста должно оцениваться как в целом, так и дифференцированно, по отдельным методикам, и по каждой из них необходимо делать заключение.
Публикация «Диагностика речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Детям были предложены задания, по результатам, выполнения которых представилась возможность выявить объем и уровень активного словаря, состояние контекстной речи, состояние звукопроизношения и грамматического строя речи. Задания предъявлялись в игровой форме и поэтапно.
Для выявления уровня развития речи детей в раннем возрасте (2-3 года, мы использовали следующие методики.
Методика 1. «Кто это?», авторы: Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина.
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров можно взять приблизительные картинки из категорий: одежда, овощи, животные, игрушки, птицы.
Обработка данных.
1 балл - наличие правильного ответа.
0 баллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря,
5-9 баллов - средний уровень,
0-4 балла - низкий уровень.
Методика 2. «Назови, что ты видишь».
Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине и в конце слова.
Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Обработка данных.
Фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и конце слова, также отмечается - сокращают или упрощают дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов.
Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает.
10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформированного в его произношении: "р".
5-9 баллов - не произносит звуки "р" смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13-10 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
Методика 3. «Беседа по картинке», авторы: Е. М. Мастюкова и А. Г. Московкина.
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:
1. "Мальчик вскапывает землю".
2. "Мальчик сеет".
3. "Мальчик поливает цветы".
4. "Мальчик собирает цветы".
Если ребенок отвлекался и не может понять, что изображено на картинке, то необходимо разъяснить ему и обратить его внимание на это.
После того, как рассмотрены картинки, ребенку предлагается рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка данных:
Фиксируется наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
Оценка результатов.
10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов - 6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
10-8 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний уровень.
0-3 балла - низкий уровень.
Методика 4. «Опиши картинку».
Цель: выявить состояние контекстной речи.
Материал: сюжетные картинки.
Процедура, проведения: исследование проводится индивидуально для каждого ребенка. Ребенку предлагаются сюжетные картинки: "Дети играют в жмурки", " Мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша и Саша бегают на перегонки", "Врач лечит Олю", "Дядя Миша ухаживает за розами".
Инструкция: " Посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению".
Параметры качественной оценки.
1 - у существительных категории единственного и множественного числа.
2 - у глаголов категории единственного и множественного числа.
3 - категории совершенного и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов.
6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,
0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.
Выводы об уровне развития.
6 баллов - высокий уровень.
5-3 балла - средний уровень,
0-2 балла - низкий уровень,
Методика 5. "Ответь по картинке"
Цель: выявить состояние грамматического строя речи.
Материал: сюжетные - картинки.
Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.
Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
1. фразы: короткие - 1 балл
элементарные - 2 балла,
развернутые - 3 балла,
свободные - 4 балла.
2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных и падежных окончаниях - 2 балла.
3. употребление предлогов - 2 балла.
Выводы об уровне развития грамматического строя.
7-8 баллов - высокий уровень,
3-7 баллов - средний уровень,
0-2 баллов - низкий уровень.