Надежда Кузьмина
Диагностика социального развития ребенка. Социометрическая методика Рене Жиля. Методика мотивационных предпочтений
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика социального развития ребенка социометрическая методика Рене Жиля.
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Публикация «Диагностика социального развития ребенка, Социометрическая методика Рене Жиля, Методика мотивационных предпочтений» размещена в разделах
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму переходную между анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности, а также в исследованиях, требующих измерений и статической обработки.
Методика состоит из рисунков и чисто тестовых заданий. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации ребенка с персонажами на картинках. Ребенку предлагается выбрать место среди изображенных людей или идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. В тестовых задачах предлагается на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Всего методика содержит 42 вопроса.
При обследовании по методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, достаточно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.
Помимо качественной оценки результатов, данная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика измеряет 12 параметров, характеризующих систему личностных отношений ребенка, и которые можно условно разделить на две большие группы переменных:
А. Переменные, характеризующие конкретно – личностные отношения ребенка с другими людьми :
1 – отношение к матери;
2 – отношение к отцу;
3 – отношение к матери к отцу в целом как к родителям;
4 – отношение к братьям, сестрам;
5 – отношение к бабушке и дедушки;
6 – отношение к другу;
7 – отношение к учителю (воспитателю).
Б. Переменные, характеризующие самого ребенка, и проявляющиеся в его межличностных отношений:
8 - степень любознательности;
9 - степень стремления к доминированию;
10 – степени стремления к общению с детьми в больших группах;
11 – степень отгороженности от других, стремление к уединению;
12 – социальная адекватность поведения.
Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр.
Методика мотивационных предпочтений.
(«Три желания», «Цветик – трехцветик», «Волшебная палочка»).
Существуют различные варианты методики мотивационных предпочтений («Три желания», «Волшебная палочка», «Цветик – семицветик», «Колесо желаний», которые отличаются обычно количеством желаний, которые ребенок должен задумать (от одного до семи) и формой предъявления (Л. И. Божович, 1968, Й. Шванцара, 1978).
Предлагаемые варианты методики предназначены для детей 5 – 9 лет. С дошкольниками, у которых не сформированы навыки свободного письма, методика проводится индивидуально.
Инструкция при индивидуальном проведении: «Представь себе, что это волшебная палочка (показывается маленькая указка). Ты можешь взмахнуть ей, и с ее помощью выполнить три самых заветных своих желания. Скажи мне, какие это желания».
Обработка результатов и интерпретация
1. Определяется направленность ответов на выполнение своих собственных желаний, ориентированных на благо других людей (сверстников, воспитателей, родителей, братьев, сестер и др., относящиеся к детскому дому в целом, и широкие «общечеловеческие» («Хочу, чтобы люди никогда не болели», «Чтобы никто не убивал других людей», «Нашли все полезные ископаемые» и пр.)
Поскольку само строение методики ориентирует детей, прежде всего на актуализацию собственных желаний, то выделение желаний «для других» свидетельствует о широте мотивации, выходе за пределы личного опыта, наличии широких смыслообразующих мотивов и\или формировании потребности во благе для других людей. Вместе с тем, неблагоприятными
2. Определяются качественные категории, характеризующие преобладающую сферу предпочтений.
Наиболее часто здесь встречаются ответы, желания обладать определенными материальными благами, иметь какие – то новые качества, способности, приобрести друзей, повысить успеваемость, выполнять требования воспитателей и др.
Заслуживают внимания ответы, связанные с семьей, родителями.
Неблагоприятными вариантами является фиксация всех ответов в сфере выполнения требований воспитателей, а также совершенно конкретных («мелких») материальных благ (например, конфету, жвачку и мороженое).
Следует обратить особое внимание на ответы, связанные с физической агрессией: как на открытые агрессивные тенденции («Я хотел бы всех избить, уничтожить», «Чтобы отомстить всем», «Чтобы избили всех тех, кто меня обижает», так и жертвы агрессии: «Чтобы меня не били», «Чтобы меня кто – нибудь защитил, когда меня снова начнут бить».
Ответ «не знаю» является неблагоприятным показателем, который может свидетельствовать как о слабости желаний и потребностей, о недоразвитости их рефлексии, о том, что ребенок не привык давать себе отчет о своих желаниях, так и о своеобразном «отказе» от желаний, их вытеснении, а также об определенной закрытости по отношению ко взрослому, иногда имеющий характер негативного протеста. Какой именно из вариантов имеет место в конкретном случае, следует выяснить в процессе дополнительной беседы.
3. Определяется степень «протяженности» желаний во времени.
4. Характер высказываний («Я хочу», «Я хотел бы»).
Использование сослагательного наклонения, свидетельствующего о неуверенности ребенка в своем «праве на желание» является неблагоприятным симптомом.
С одной стороны, социально – эмоциональные нарушения, являющиеся зачастую непосредственной причиной дезадаптации, обусловливаются воздействием факторов самой различной природы: биологических, онтогенетических, психологических, педагогических, социальных и др. С другой стороны, социально – эмоциональные нарушения приводят к дисгармонизации отношений личности с социальной средой.