Наталья Кашепова
Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Подавляющее большинство диагностических методик включают задание на определение уровня речевого развития, в т. ч. навыка владения связной речью.
Связная речь – такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.
Публикация «Диагностика уровня развития связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения» размещена в разделах
- Диагностика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Определение уровня развития связной речи может быть как самостоятельной задачей, так и инструментом для выявления уровня развития логического мышления. «Если у ребенка развито умение логически рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, то это говорит о хорошем уровне логического мышления» [2].
Одним из способов диагностики уровня развития речи является диагностика с использованием сюжетных картин. Это может быть одна картина или серия. Также часто в диагностических методиках присутствует такой вариант как рассказ о себе, или история из своей жизни на определенную тему.
Критериями оценки результатов такой диагностики служат :
использование средств связи между предложениями и структурными частями высказывания;
умение интонационно оформлять отдельное предложение и передавать смысловую законченность текста в целом;
уровень сформированности представления о структуре и функциях описательного текста.
Уровень сформированности навыка владения повествованием считается достаточным, если:
ребенок соблюдает последовательность изложения событий, четко представляет все структурные части повествования (начало, середина, конец);
умеет начинать высказывание, прибегая к разным зачинам (как-то раз, однажды, дело было зимой и т. п.);
умеет давать названия своему сочинению;
умеет составлять разные типы повествовательных текстов (реалистические рассказы, сказочные истории).
При работе с единичной картинкой инструкция к заданию по проверке связной речи звучит следующим образом: «Рассмотри на картинке N. Скажи, какой он?» Оценка проводится по трехуровневой шкале. I уровень : ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец. II уровень : рассказывает, опуская начало или конец. III уровень : перечисляет отдельные качества.
При работе с серией из 3-4 картинок, объединенных сюжетом, взрослый дает следующую инструкцию: «Рассмотри картинки, разложи их по порядку и составь рассказ». При работе с серией ребенок концентрирует свое внимание на сюжете, действиях и взаимоотношениях персонажей.
Оценка проводится аналогично. I уровень : ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности и составляет связный рассказ. II уровень : ребенок рассказывает с помощью взрослого. III уровень : ребенок перечисляет нарисованное на картинках.
Нарушение зрения детей сказываются, прежде всего, на их восприятии отмечается замедленность, фрагментарность, искажение зрительного восприятия изображений на картинках, замена одних предметов другими при экспозиции в непривычном ракурсе, что объясняется узостью обзора, особенностями монокулярного зрения, недостатками прошлого чувственного опыта. Неточные представления об окружающем предметном мире провоцируют накопление в реи детей слов без конкретного содержания. Это является причиной недоразвития смысловой стороны речи и трудностей в развитии познавательной деятельности дошкольника. Недостаточное осознание семантики понятий приводит к формальному усвоению знаний. Недоразвитие речи затрудняет осмысливание материала, ведет к механическому его запоминанию и лишает детей возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности.
Для получения валидных результатов при работе с детьми с нарушением зрения необходимо адаптировать материал и непосредственно процедуру диагностики.
При подборе картинок необходимо учитывать особенности восприятия конкретного ребенка. Следует подбирать серии из 3ех картинок, где четко выражены начало действия, его развертывание и концовка; из 4, 5, где 1 и последняя – соответственно начало и конец. Обследование проводится строго индивидуально. Порядок предъявления картинок может варьироваться, но если проводится работа с серией картин, то целесообразно предъявлять ребенку все картинки для того, чтобы он мог самостоятельно выстроить правильную, с его точки зрения, последовательность.
Обязательно соблюдение в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов. Объекты должны соотноситься с реальным цветом, а цветовой контраст должен составлять 80-95%. Также необходимо четкое выделение ближнего, среднего и дальнего планов. Отрицательный контраст предпочтительнее, дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
Индивидуальное предъявление стимульного материала осуществляется с расстояния не более чем 30-35 см от глаз ребенка. Материал для фронтальной демонстрации не далее 1 м от глаз с дополнительным индивидуальным показом, картинки – на определенном фоне под углом 5-45 градусов относительно линии взора. Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей. На доске следует размещать изображения размером не менее 10-15 см. располагать на доске объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности. Использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме. В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Для детей с НЗ характерна аномалия синего и фиолетового цветов. Также рекомендуется учитывать типы зрительных нагрузок.
Старшим дошкольникам с визусом от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения со сходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Трудности связаны с восприятием с восприятием переднего и заднего планов. Отличительной особенностью этих детей являются трудности конвергенции, расслабления, релаксации. В ходе работы рекомендуются упражнения на расслабление конвергенции, направление взора вверх и вдаль.
Старшим дошкольникам с визусом от 0,4 и выше с центральной устойчивой фиксацией с монокулярным, монокулярно-альтернирующим и одновременным характером зрения, но с расходящимся косоглазием можно предъявлять разнообразные объекты различных цветов и размеров. Для четкого восприятия стимульного материала, предъявляемого вблизи, необходимы очки для близи, т. к. расходящееся косоглазие часто связано с миопической рефракцией. Рекомендуются упражнения на усиление аккомодации (направление взора вниз и вблизь).
Итак, трудности возникновения связной речи у дошкольников с амблиопией и косоглазием обусловлены рядом причин:
Недостаточное использование сохранных анализаторов детьми с частичным зрительным дефектом;
Обедненность предметных представлений, свойственная всем дошкольникам с особенностями в развитии;
Недоразвитие чувственной основы становления речи.
При этом развитие детей с нарушениями подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально развивающегося ребенка. Из этого положения следует, что дети, в частности с сенсорным дефектом, имеют большие потенциальные возможности при условии включения в специальное обучение и воспитание.
Источники:
1. Лапп Е. А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. Планирование и конспекты. – М. : Сфера, 2006. – 256 с.
2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет : программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Вентана-Проф, 2010. – 288 с.