Рузанова Анна
Дидактическая игра для дошкольников «Что у нас на обед?»
Возраст: дошкольный.
Цель: Закрепление представлений о многообразии обеденных блюд и сервировки стола.
Задачи: - Обогащение и активизация словарного запаса детей за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и пр.).
- Формирование у детей умения пользоваться обобщающими понятиями «первое блюдо», «второе блюдо», «напитки», «посуда».
- Упражнение детей в составлении простейших сочетаний блюд.
Публикация «Дидактическая игра для дошкольников „Что у нас на обед?“» размещена в разделах
- Закрепление представления об использовании предметов обеденной посуды.
- Развитие зрительного восприятия и внимания, памяти детей.
- Развитие слухового восприятия.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Воспитание культуры поведения за столом.
Содержание: картонная коробка для хранения игры, тарелка пластиковая глубокая – 1 шт., тарелка картонная плоская – 1 шт., стакан картонный – 1 шт., карточки с обеденными блюдами -, карточки с изображениями напитков – 6 шт., картинка – схема сервировки стола – 1 шт., карточки с изображением тарелок – 6 шт., карточки с изображением чашек на блюдцах - 6 шт., картонные основы с тарелками с картофельным пюре – 2 шт., трубочки с горошком из пластилина – 41 шт., карточка с изображением картофельного пюре с горошком – 1 шт., ложки столовые пластиковые - 7 шт., вилки пластиковые - 7 шт., ложки чайные пластиковые - 7 шт., ножи пластиковые - 7 шт.
Правила игры: Воспитатель берет куклу, показывает ее детям, и говорит:
Наша Оленька играла,
Потом Оленька гуляла.
Час обеда подошел,
Села Оленька за стол.
Далее воспитатель спрашивает у детей: «Что будет сейчас делать Оля?» Правильно - обедать. Воспитатель: «Обед - приём пищи в середине дня. Это наиболее обильный прием пищи в течение дня и, как правило, состоит из нескольких блюд».
1 вариант игры: «Покорми Олю». Воспитатель говорит: «Мы сегодня будем помогать Оле, и кормить ее обедом. Раскладывает предметные картинки и посуду со столовыми приборами (демонстрационными) на столе и рассказывает, что обед традиционно состоит из трех блюд: первое – суп, второе – рыба или мясо с гарниром (рис, гречневая каша, картофель, макаронные изделия, третье – напиток. Показывает некоторые картинки.
Затем спрашивает: «Что кукла Оля будет кушать сперва?» Дети: – «Суп». «Правильно. Суп – это первое блюдо. Но для того, чтобы Оля его покушала, ей нужна правильная посуда. Суп – жидкое кушанье, с овощами, мясом или рыбой». Далее воспитатель показывает детям глубокую и плоскую тарелку. «Какая из этих двух тарелок подойдет для супа». «А какая ложка?» (показывает, большая или маленькая) - Дети выбирают. «Правильно, глубокая тарелка и большая ложка».
Далее воспитатель предлагает детям покормить Олю супом и отобрать карточки с изображением супов и сложить их в глубокую тарелку.
Воспитатель: «Что будет кушать кукла на второе блюдо?»
Дети отвечают. Воспитатель предлагает выбрать посуду для второго блюда: плоская тарелка, вилка, нож. Далее детям предлагается отобрать карточки с изображением второго блюда и сложить их для Оли в плоскую тарелку.
Воспитатель: «И, наконец, что будет Оля пить?» Дети отвечают. Воспитатель говорит, что всё это – напитки, третье блюдо, на стол подается в стакане или чашке, и предлагает детям отобрать карточки с изображением напитков и сложить их в стакан.
При складывании предметных картинок дети проговаривают, что это. Воспитатель помогает.
2 вариант игры: «Составь блюдо». Воспитатель оставляет на столе только карточки с гарниром и основным вторым блюдом и говорит, что второе блюдо, как правило, включает в себя рыбу или мясо и дополнение к нему - гарнир (рис, гречневая каша, картофель, макаронные изделия и пр.). Далее показывает детям карточки, например, макароны с сосисками (картошку с курицей и т. д., проговаривает. Потом воспитатель предлагает детям составить второе блюдо самим.
3 вариант игры: «Разложи горошек». Воспитатель говорит детям о том, что зачастую второе блюдо на обед дополняется овощами. И показывает детям карточку с изображением картофельного пюре с горошком. Рассказывает, что кукла Оля тоже очень любит горошек, и сегодня на обед она будет есть пюре с горошком. Сейчас дети помогут ей полакомиться ее любимым блюдом и разложат горошек в тарелки с картофельным пюре. Детям раздаются картонные основы с тарелками с пюре и по несколько трубочек с горошком из пластилина. Дети выполняют задание по очереди, вставляя трубочки и передавая тарелки с пюре друг другу.
4 вариант игры: «Выполни задание». Воспитатель раздает детям карточки – тарелки, на столе раскладываются столовые приборы и предметные картинки. Далее воспитатель говорит, что сейчас у них самих будет «обед». И дети будут сами выбирать, что они будут кушать. Воспитатель: «Сначала вы будете кушать суп, выберите себе карточку с супом и положите на тарелку, а также выберите правильную ложку и положите ее рядом с тарелкой». Дети выполняют.
Воспитатель: «Теперь вы будете кушать второе блюдо. Выберите соответствующие карточки, и нужные столовые приборы». Дети выполняют.
Воспитатель раздает детям чашки с блюдцами и говорит: «И в завершение обеда вы будете пить. Выберите себе напиток и положите на чашку». Дети выполняют.
5 вариант игры: «Что съела Оля?». Воспитатель раскладывает на столе 3-5 карточек с изображениями блюд или напитков. Затем дети закрывают глаза. Воспитатель убирает одну карточку и задает вопрос «Что уже скушала Оля?». Задача детей – определить какой карточки не стало, стремясь ответить полным предложением: «Оля выпила компот».
Усложнение по возрасту в данной игре: «Сервировка стола». Воспитатель рассказывает о том, то посуда для удобства расставляется определенным образом и показывает детям карточку со схемой сервировки стола. Расставляет посуду сам. Далее выдает детям карточки с тарелками и блюдцами, раскладывает столовые приборы, предлагает детям разложить все по схеме самостоятельно. В случае необходимости помогает.
Дальнейшее усложнение этого шага предполагает, что дети накрывают на стол сами, воспитатель схему предварительно не показывает, либо не расставляет свою посуду.
«Речевое» усложнение варианта игры «Составь блюдо» предполагает, что дети сами называют, что нарисовано на картинках и составляют словосочетания (гречневая каша с колбасой и пр.)
«Составь обед сам». Усложнение предполагает, что дети самостоятельно из всех карточек формируют полный курс обеда : первое блюдо, второе, напиток, и называют его.
* В зависимости от целей занятия некоторые этапы могут быть пропущены, либо выполняются только определенные.