Папки-передвижки

Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития

Ксения Плаксина
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития

Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития

Молчанова Н. Ю., Циленко К. Н.

МБДОУ Детский сад № 56 «Гусельки», г. Тамбова

Перед педагогами, работающими с детьми с задержкой психического развития (ЗПР, стоит нелегкая задача - подготовить воспитанников к обучению в школе. Для этого необходимомаксимально приблизить психическое развитие детей к нормальному состоянию. Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых главное место занимают дидактические игры.

Публикация «Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях как учителем-дефектологом (индивидуальных и групповых, так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности.

Основная задача дидактических игр состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития включиться в учебно-воспитательный процесс за счет коррекции недостаточно сформированных интеллектуальных навыков.

Всегда надо помнить, что все задания должны быть даны ребенку в игровой форме. Упражнения нельзя ребенку навязывать, ведь игра - дело добровольное. Если ему будет по-настоящему интересно, то он пойдет в школу вполне подготовленным. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития безучастны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Педагогам необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры. Дидактическая игра выступает в роли инструмента психического и речевого развития ребенка и его социализации.

Большинство детей с ЗПР имеют нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой рукой подхватить другой предмет и т. п. Также детям с ЗПР для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе специального дошкольного учреждения определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Основная задача, стоящая перед педагогами состоит в том, чтобы сформировать у детей с ЗПР дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении задания, а на этой основе создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности и таким образом подвести детей к подлинной зрительной ориентировке. В этом заключается ведущая коррекционная задача при воспитании детей с ЗПР.

Для успешного проведения дидактических игр несомненно способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с ЗПР эмоциональная сторона организации игры — важное условие. Педагог своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность педагога, вследствии которой и возникает сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата. Роль специалиста в дидактической игре двойственна : с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой — выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре, участвуя в ней, педагогв тоже время следит за выполнением правил. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы : доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий. Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка с взрослым и на овладение способами усвоения общественного опыта, являются подготовительными ко всем другим разделам и должны проводиться в первую очередь.

Таким образом, при выборе дидактических игр, педагогом должны учитываться коррекционные цели и особенности развития детей с ЗПР, что позволит достичь положительной динамики в обучении и воспитании детей, имеющих отклонения в развитии.

Литература

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение,1991.

2. Власова Т. А. Дети с задержкой психического развития. /Науч. -исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. - М. : Педагогика,1984.

3. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие – М. : «ЦГЛ», 2002.

4. Сухинина С. В. Ребенок в игре. - М. : Новая школа, 2004.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение, 1991.

6. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. М. : Просвещение, 1989.

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. : Просвещение, 1988.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 10:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД