Папки-передвижки

Дидактическая игра «Путь зернышка к столу»

Любовь Федотова
Дидактическая игра «Путь зернышка к столу»

Дидактическая игра «Путь зернышка к столу»

(Для старшего возраста)

Актуальность:

Необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы послужило выбором темы и ее реализацию через дидактическую игру. Поскольку по всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба, а при этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем печь хлеб.

Публикация «Дидактическая игра „Путь зернышка к столу“» размещена в разделах

Цель: расширение и углубление представления детей о том, как выращивают и производят хлеб.

Задачи:

Закреплять и систематизировать представления детей о последовательности этапов выращивания хлеба.

Воспитывать уважение к труду взрослых;

Воспитывать положительное эмоциональное отношение к родной природе;

Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь, сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (сеялка, борона,, элеватор, комбайн);

Развивать связную речь детей

Предварительная работа:

Чтение рассказов: «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный»; чтение и заучивание стихотворений «Хлеб ржаной, батон и булки…», «Почему у пирога.».

Для начала игры дети рассматривают план-схему. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегодержатель, борона.

Материал: План-схема, карточки с изображением хлеборобов и машин, помогающих им в труде.

Вариант игры № 1

Ход игры:

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Ответы детей). Да, «Хлеб – всему голова» – гласит пословица. Сегодня мы поиграем и вспомним, как выращивается хлеб, какие машины помогают людям на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы знаем, а у кого такая картинка, тот покажет её. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок, который даст водящий.

Водящего выбирают считалочкой. Первый рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).

Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».

Затем рассказывают дети:

- Через некоторое время в поле уже работают другие машины. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).

Ребё нок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:

- Это сеялка. С помощью нее работают сеяльщики.

Другой ребёнок, продолжая игру, рассказывает:

- На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).

Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:

- Это комбайн, ведёт его комбайнёр. А потом на машинах везут зерно в новый дом (сигнал).

Следующий ребёнок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки.

- Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и в пекарни (сигнал).

Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин – муковозов и говорит:

- Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают всё, что им нужно (сигнал).

Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.

В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдаётся красная фишка, кто ошибся – получает синюю фишку. Тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путём использования новых картинок с другими машинами и профессиями.

Вариант игры № 2 «А что потом?»

Правила игры: называть последующий этап только после получения мяча в руки. Мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны. Кто ошибётся, платит фант, который в конце игры отыгрывается.

Игровые действия. Ловля мяча, разыгрывание фантов.

Ход игры

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом, поиграем в игру «А что потом?». У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (Бросает мяч кому-либо из игроков).

- Удобряют почву, - быстро отвечает тот, кто поймал мяч, и бросает его другому участнику игры, одновременно спрашивает:

- А что потом?

Тот, кому брошен мяч, говорит:

- Пашут поле, - и бросает мяч дальше.

Кто не может вспомнить, что дальше происходит с хлебом, тот ударяет мячом об пол (землю, ловит его и бросает без ответа другому участнику (проигрывает тот, кто чаще оставлял без ответа пойманный мяч).

Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».

Вариант игры № 3 «От зёрнышка до булочки»

Игровые правила. Закрывать клеточки игрового поля только теми картинками, на которых нарисованы машины, работающие в соответствующее изображённому на больших картах сезону года. Играющие (3 человека) начинают действовать только по сигналу водящего. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет клетку своего поля. При повторении игры дети обмениваются большими картами, а маленькие карточки перемешиваются.

Игровые действия. Соревнование играющих – кто скорее и правильнее справится с заданием- награждение фантом.

Ход игры

У воспитателя три картинки, на которых изображено зерно пшеницы, колосок и булочка. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле весной, летом, осенью. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы, в производстве хлебных изделий.

По сигналу ведущего каждый игрок быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ему. Так, игроку с картинкой «Зёрнышко», надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном.

Для игрока с картинкой «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания, подборки и обмолота зерна, комбайны. Игроку с картинкой «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе, мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фигура «хлеб».

По сигналу ведущего дети отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто справился, поднимает свою картинку. Водящий отмечает победителя и награждает его.

При повторении игры ставится цель отрабатывать у детей внимание. Для этого надо незаметно подложить картинки с изображением других машин, не относящихся к сельскохозяйственным, например, каток, трамвай и др.

Вариант игры № 4 «Когда это бывает?»

Игровые правила. Показать карточку, соответствующую определённому времени года (отвечает тот, на кого укажет ведущий, выбранный считалкой).

Игровые действия. Отвечать по показу ведущего.

Материал. Картинки с изображением труда людей в разное время года.

Ход игры

Воспитатель читает стихотворение «Лето» :

Зарумянились вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдёшь.

Затем отвечает тот, на кого указал водящий, находит картинку с изображением лета и показывает всем играющим. За правильный подбор картинки ребёнок получает фишку.

Педагог читает теперь отрывок из стихотворения В. Степанова:

Убран хлеб и тише стало,

Жарко дышат закрома.

Поле спит. Оно устало.

Приближается зима.

Водящий указывает на другого участника игры. Тот ищет картинку с осенним пейзажем.

Для этой игры используются и другие стихотворения о временах года и труде людей в природе.

Нива. Н. Некрасов

Дорого – любо, кормилица – нива.

Видеть, как ты колосишься красиво,

Как ты янтарным зерном налита.

Гордо стоишь, высока и густа.

Летний дождь. А. Майков

- Золото, золото падает с неба! -

Дети кричат и бегут за дождём…

- Полноте, дети, его мы сберём,

Только сберём золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Рожь, рожь. А. Твардовский

Рожь уродилась. Близкие сроки.

Отяжелела и на край

Всем полем подалась к дороге

Нависнула – хоть подпирай.

Жёлтая осень. А. Каминар

Где б сегодня ни прошёл ты,

Цвет везде увидишь жёлтый.

Пожелтели всюду нивы,

Жёлты груши, жёлты сливы. В. Кожевников

Зеленеют дружно всходы,

присмотрись – увидишь тут

Самый главный труд народа.

Самый нужный в мире труд.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» Настольно-печатная игра «Составь рассказ по картинке» (Эту игру можно использовать как дополнительный материал к занятиям по развитию.

Дидактическая игра «Физкультурники»Дидактическая игра «Физкультурники» Цель игры: Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей, поощрять стремление творчески использовать их в самостоятельной.

Дидактическая игра «Моя семья» Дидактическая игра "Семья" Цель игры: Учить называть членов семьи. Обогащать словарный запас детей: мизинец, безымянный, средний, указательный,.

Дидактическая игра «Моя семья»Дидактическая игра «Моя семья» Описание: Дидактическое пособие предназначено для индивидуально- коррекционной работы по познавательно -речевому развитию детей дошкольного.

Дидактическая игра по ПДД «Проложи путь»Дидактическая игра по ПДД «Проложи путь» Уважаемые коллеги! Разработала новую игру-драматизацию по Правилам дорожного движения для театрального уголка называется она "Проложи свой.

Дидактическая игра «Сложи картинку». Развивающая игра «Рисуем резиночками»Дидактическая игра «Сложи картинку». Развивающая игра «Рисуем резиночками» Задачи: помочь малышам развить зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепить название цветов.

Дидактическая игра «Звуко — буквики» (авторская игра)Дидактическая игра «Звуко — буквики» (авторская игра) Дидактическая игра «Звуко – буквики» Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слов, вычленять словесное ударение. Закреплять умение определять.

Игра для знакомства детей 5–7 лет с предприятиями Пермского края. Дидактическая игра-лото «Где это сделано?»Игра для знакомства детей 5–7 лет с предприятиями Пермского края. Дидактическая игра-лото «Где это сделано?» Цель: Формировать у детей знания о крупных предприятиях Пермского края и их значении в жизни людей. Задачи: 1. Расширять знания детей о.

Метод час: «Игра — путь познания предметного мира» Представление о предметном мире можно сформировать у детей разными путями, в том числе и в дидактических играх. Традиционным началом дидактических.

Занятие по художественно-эстетическому развитию для первой младшей группы «Петушка накормлю, дам я зернышка ему»Занятие по художественно-эстетическому развитию для первой младшей группы «Петушка накормлю, дам я зернышка ему» Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию занятие в первой младшей группе по рисованию пальчиками. Материалы: а) демонстрационные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра «Путь зернышка к столу»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 20:50
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД