Лучший педагог года

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

кира пашина
Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

Составила:воспитатель старшей группы компенсирующей направленности

Пашина Кира Александровна

Упражнение «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Содержание: Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться

до определенного места путем построения дорожки. Чтобы

построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные

взрослым определенные геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги

герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для

этого закрой фишками слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

Публикация «Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ» размещена в разделах

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с

заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.

"Аквариум"

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель: Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах. Развивать внимание и воображение. Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.

Оборудование:На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.

Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.

"Упражнение «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Содержание: Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что

сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо

будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па

самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен

приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие

формы и качества предмета.

Содержание: На столе нужно разложить все предметы. Затем в

течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти

предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди

этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один

предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок

должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с

закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это

упражнение и с открытыми глазами.

Упражнение пальчиковая гимнастика «Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Содержание: Большой и указательный пальцы левой руки в

кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из

пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний

и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения

пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение «Мозаика»

Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.

Содержание: Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их

можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре

(гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять

картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры.

Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография»

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать

шнурки.

Упражнение «Штриховка»

Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют

концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка

доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по

установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.

Пальчиковая игра «Колечко»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Содержание: Поочередно и как можно быстрее перебирайте

пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем

последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется

в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от

мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение

выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

"Ёжик"

дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук

Цель: Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий. Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий. Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве. Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита ёжик на устойчивой подставке, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.

Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры: - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; - выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; - свободное творчество детей.

"Пирамидка"

коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий

Цель:Учить соотносить отверстия колец со стержнем. Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками. Формировать направленность действий и устойчивость внимания. Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.

Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.

Ход игры: 1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.

2 вариант: Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными кольцами разной величины.

"Найди деток для мамы"

дидактическая игра на развитие слухового восприятия

Цель: Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных. Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора. Учить опознавать животных по рассказу педагога.

Оборудование:

Большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т. п. ; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры:

Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.

«Четыре стихии»

По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.

«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз

«ВОДА» - вытянуть руки вперед

«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх

«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Угадайка»

Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.

Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т. д.

Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?», цвет («Это красное?»), размер («Это длинное?», вес («Это легкое?», функция («Из этого едят?», материал («Это деревянное?»).

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

«Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР «Дидактические игры и упражнения направленные на обогащение и активизацию словаря детей с ОНР» Воспитатель МБДОУ города Мценска «Детский.

Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги»Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги» Арт-терапия-антистрессовые книги для детей с ОВЗЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у меня первая публикация на МААМе. Частенько.

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детейДидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.

Дидактические игры и упражнения для ориентировки в окружающем мире для детей с нарушением зрения ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ (дети с нарушением зрения) Дидактическая игра является эффективным.

Дидактические игры и упражнения по цветоведению для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по цветоведению, направленные на знакомство детей с понятием «колорит», возможными.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗДидактические игры с геометрическими фигурами для средней группы детей с ОВЗ Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю пополнить вашу копилочку дидактических игр с геометрическими фигурами и не только в группе детей.

Коррекционные игры для обидчивых детей. Обида — эта негативное переживание человеком своей неудачи, своего отвержения людьми. А ведь каждой личности, а ребёнку — более всего, хотелось.

Коррекционные упражнения «Пальчиковые игры с куклой Машей» на развитие мелкой моторики Тема: «Пальчиковые игры с куклой Машей» Возраст детей: дошкольники Интеграция образовательных областей: «Сенсорное развитие», «Развитие.

Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6–7 лет Общеразвивающие коррекционные упражнения для детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 6 - 7 лет Уважаемые родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ
Опубликовано: 3 февраля 2019 в 17:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД