Валентина Ильина
Дидактические игры и упражнения по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА «ИГРУШКИ»
Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Игра «Запомни игрушки ( задание: внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их, постараться запомнить, в каком порядке разложены игрушки).
Игра «Расставь игрушки правильно» (ребенок расставляет игрушки в предложенной последовательности)
Грамматический строй
Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана)
Игрушка из резины – резиновая
…. железа –железная; ….дерева –деревянная
Публикация «Дидактические игры и упражнения по лексическим темам» размещена в разделах
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» - мяч-мячик; кукла-куколка; машина-машинка; собака-собачка…
Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один – много»
- мяч – мячи – мячей;
кукла –куклы – кукол;
кубик – кубики – кубиков;
мишка – мишки –мишек…
Согласование существительного с личным местоимением
моя – кукла,
машина, собачка;
мой – кубик, мишка….
Согласование существительного с прилагательным
мяч – резиновый, круглый, гладкий, новый….
Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а»
Кукла большая, а пирамидка маленькая.
Мяч резиновый, а машина железная.
Машина тверда, а мишка мягкий.
Кубик квадратный, а мячик круглый.
ТЕМА «ОСЕНЬ»
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами «Назови ласково»
дождь – дождик – дождичек;
лужа – лужица;
ветер – ветерок….
Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один – много»
месяц – месяцев;
дождь –дождей;
лужа – луж;
урожай – урожаев;
сад – садов;
огород – огородов….
Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом «осенний»
Небо (какое) –осеннее
Ветер (какой) – осенний
Алея (какая) – осенняя
Упражнение продолжается со словами: солнце, туча, дождь, лес, цветы, погода, день, утро.
Образование качественных прилагательных «Назови какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая,
…дует ветер –
…сыро – сырая;
….хмуро – хмурая;
…ясно – ясная…
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных «Один – много»
Наступил осенний день – наступили осенние дни.
На дереве желтый лист – на деревьях желтые листья.
Плывет темная туча – плывут темные тучи.
Стоит большое дерево – стоят большие деревья.
Идет холодный дождь – идут холодные дожди.
Дует сильный ветер – дуют сильные дожди.
Лексический строй речи
Пересказ рассказа «Осень» (по опорным картинкам)
Поиск антонимов «Скажи наоборот» Осень ранняя – осень поздняя. День веселый – день грустный. День солнечный – день пасмурный….
Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»
Люди осенью одеты (во что) -…
Листья на деревьях стали (какими) - ….
Цветы на клумбах (что сделали) -….
Птицы улетают (куда) -….
Звери делают на зиму (что)
Построение монолога «Расскажи об осени по плану» :
1. Когда наступает осень?;
2. осенние месяцы;
3. приметы осени в природе;
4. красота золотой осени;
5. что делают птицы и животные;
6. труд человека в осенний период;
7. осенняя одежда.
Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки»
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик – мед, белка – орешки, медведь – капусту, лисички – яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.
ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Птенец – птенчик
Скворец - скворушка…
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша»
Грач – грачонок – грачата,
Аист – аистенок - аистята,
Стриж – стриженок – стрижата
Клин лебедей – лебединый; караван журавлей -…., стая уток - ,
Стая грачей -, соловьев -….
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падеже «Один –много»
Грач – грачи –грачей; птица – птицы – птиц; стриж –стрижи – стрижей;
Аист –аисты –аистов; скворец – скворцы –скворцов
Лексический строй речи
Материал для запоминания «расскажи о птице»
Ласточка – «воздушная» птичка, в воздухе питается насекомыми, даже пьет на лету. Шея короткая, клюв короткий, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку. Гнезда вьет высоко на деревьях или в горах.
Лебедь – прекрасная, гордая птица. Тело вытянутое, шея длинная, клюв средней длины и красный. Лебеди бывают белыми и черными по цвету. Кормится зелеными травами, листьями и стеблями растений.
Кукушка – птица с буровато – серым опереньем. Свои яйца подбрасывает в чужие гнезда. Много ест, уничтожает вредных насекомых (мохнатых гусениц).
Скворец – красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко – желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Гнезда вьют в дуплах деревьев. Хорошо поет, подражает голосам других пернатых.
Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Ласточка – щебечет;
Грач – кричит «гра»
Соловей – заливается, свистит, щелкает;
Кукушка – кукукает;
Жаворонок – звенит
Построение монолога «Расскажи о птице по плану»
1. кто это?
2. Какая птица (перелетная, зимующая)
3. Внешний вид (размер, окраска, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва)
4. Чем питается;
5. Как поет, где зимует, как выращивает своих птенцов
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Поиск соответствующего понятия «Угадай и назови»
У какой птицы самая длинная шея? (у лебедя)
…самые длинные ноги (у цапли, журавля)
….самый длинный клюв? (у цапли)
Какие птицы лучше всех поют? (соловьи)
ТЕМА «ОВОЩИ»
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Огурец – огурчик – огурчики; помидор – помидорчик – помидорчик – помидорчики; картофель – картошечка – картошечки;…
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один – много»
Помидор – помидоры – помидоров; картофель – картофель – много картофеля (картошки); баклажан – баклажаны – баклажанов…
Игра «Мы считаем»
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Мы огромную корзину.
В ней много овощей,
Посчитай-ка их сумей. (ребенок передает овощ стоящему рядом)
- Один огурец. (второй ребенок отдает огурец следующему)
- Два огурца.
(Счет в игре ведется до пяти или десяти с каждым овощем.)
Образование относительных прилагательных «Назови, какая, какой»
Сок из помидоров – томатный
…. огурец – огуречный
…. моркови – морковный,
…. капусты – капустный,
Грядка с огурцами – огуречная,
….морковью – морковная,
….кабачками – кабачковая
Лексический строй речи
Поиск антонима «Скажи наоборот»
Кабачок большой, а огурец маленький.
Картофель крупный, а редис мелкий,
Перец внутри пустой, а морковь полная,
Поиск соответствующего понятия «Беседа об овощах»
Что это? (название овоща) Где растет? (в огороде, на грядке)
Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?
Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, выдергивать?
Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? На ощупь?
Что можно из него приготовить?
Поиск соответствующего глагола «Убираем урожай»
Как убирают этот овощ? Дети составляют предложения – например: капусту срезают и т. д. Морковь, свеклу, репу, редис – (дергают).
Огурцы, помидоры, горох -(срывают)
Капусту - …. (срезают)
Картофель -….(выкапывают)
Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи»
Лук, репа, подорожник, крапива (лук, репа)
Чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис)
Ромашка, перец, клубника, картофель (перец, картофель)
Игра «Повар» (поиск соответствующего понятия)
Назови блюда, которые можно приготовить из разных овощей.
Я положу в борщ -…
Я положу в щи -…
Я положу в суп -…
ТЕМА «ФРУКТЫ»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Груша – грушка – грушки,
Лимон –лимончик – лимончики….т. д.
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один – много»
Яблоко – яблоки – яблок; груша – груши – груш; слива – сливы – слив; персик- персики – персиков; хурма – хурма – много хурмы; сок – соки – много соков; сад – сады – садов
Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай фрукты»
Одно яблоко – два яблока – пять яблок,
Одно красное яблоко – два красных яблок – пять красных яблок,
Одна груша – две груши – пять груш,
Одна зеленая груша – две зеленые груши – пять зеленых груш,
Один банан – два банана – пять бананов,
Один желтый банан – два желтых бананов – пять желтых бананов….
Образование относительных прилагательных «Назови, какое дерево?»
Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня,
….грушами – грушевое – груша,
….сливами – сливовое – слива,
…персиками – персиковое – персик
….абрикосами – абрикосовое – абрикос,
Пальма с бананами – банановая.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
…. груш – грушевый,
….слив – сливовый…вишни – вишневый, …лимонов – лимоновый
Лексический строй
Поиск антонимов «Скажи наоборот»
Персик большой, а абрикос маленький,
У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка,
Апельсин круглый, а банан длинный,
Лимон кислый, а персик сладкий,
Апельсин больше, а персик меньше
Поиск соответствующего понятия «Беседа о фрукте»
Что это? (название фрукта).
Где растет? (на каком дереве, в каком саду).
Какой формы, цвета? Какой на вкус? Какой на ощупь?
Сто можно из него приготовить?
ТЕМА «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
Лексический строй
Поиск соответствующего понятия «Кто, как кричит?»
Гусь - гогочет,
Утка - крякает
Курица – кудахчет,
Петух – кукарекает,
Цыпленок – пищит,
Индюк – балаболит, балбочит,
Поиск соответствующего понятия «Назови родителей»
У цыпленка – курица, петух,
У индюшонка – индюшка, индюк.
У утенка – утка, селезень,
Петух – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу.
Грамматический строй речи
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один и много»
Гусь – гуси – много гусей,
Утка – утки – уток,
Петух – петухи – петухов и т. д.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе «Назови ласково»
Петух – петушок –петушки,
Зерно – зернышко – зернышки,
Курица – курочка – курочки,
Гусь – гусачок (гусенок) – гусачки (гусята, гусятки,
Яйцо – яичко – яички,
Крыло – крылышко – крылышки.
Образование сравнительной степени прилагательных «Сравни и назови по образцу»
Красивый – красивее,
Мягкий – мягче,
Твердый – тверже,
Короткий – короче и т. д. (добрый, злой, сильный, слабый, высокий, низкий, толстый, тонкий)
ТЕМА «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Белка – белочка,
Медведь – медведушка,
Еж – ежик,
Заяц – зайчик и т. д.
Образование существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами «У кого – кто?»
У белка – бельчонок, бельчата
У зайчихи – зайчонок, зайчата
У медведицы – медвежонок, медвежата и т. д.
Образование существительных в родительном падеже множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Один и много»
Белка – много белок – бельчат
Лиса – лис – лисята
Ёж – ежей – ежат и т. д.
Образование притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа «Чей хвост?»
У лисы хвост – лисий
Лапы – лисьи
Морда – лисья
По образцу: у медведя, волка, зайца.
Лексический строй речи
Классификация понятий «Назови лишнее слово»
Волк собака рысь лиса заяц
Выбор соответствующего понятия «Сравни»
Жираф и лошадь. Кто кого выше? Кто кого ниже?
Слон и медведь. Кто тяжелее? Кто легче?
Заяц и черепаха. Кто бегает быстрее. Ответы полными предложениями.
Построение монолога «Опиши любого зверя по плану» :
1. Название
2. Где живет (север, жаркие страны)
3. Внешний вид (размер, окраска, длина шерсти, отличительные признаки – у слона хобот и т. д.)
4. Жилище (берлога, нора, дупло….)
5. Повадки
6. Как добывает корм
7. Как защищается
8. Чем питаемся
9. Кто является его врагом
10. Как называются его детеныши.