Папки-передвижки

Дидактические игры по физическому развитию для детей с нарушением слуха

Елена Селедцова
Дидактические игры по физическому развитию для детей с нарушением слуха

Дидактические игры по физическому развитию для детей с нарушением слуха.

«ПОВТОРИ (ДЕЛАЙ КАК Я)»

Цель: развитие ощущений от изменений положения собственного тела и конечностей, развитие равновесия и координации, быстроты; формирование зрительно-моторной координации; развитие внимания.

Публикация «Дидактические игры по физическому развитию для детей с нарушением слуха» размещена в разделах

Оборудование: кукла (ростовая кукла); объемный и/или плоскостной муляж фигуры человека; фотографии и/или схематические изображения человека, находящегося в различных положениях туловища и конечностей, ростовое зеркало.

Ход игры : исходное положение: сидя (на стуле, на полу) или стоя. Педагог располагается перед ребенком (2–3 детьми) и сообщает о том, что они «будут учиться выполнять такие же движения, как он. Выигрывает тот, кто выполнит движения наиболее точно и быстро». Перед началом игры всем участникам необходимо проверить свои мышцы. Для этого дети ощупывают свои голову, шею, плечи, руки, туловище, ноги. Педагог помогает детям ощупать себя, захватывая мышцы, надавливая на них более активно, чем ребенок. Это способствует увеличению интенсивности возникающих ощущений, более осознанному контролю положения отдельных частей тела. Обучение следует начинать с формирования умения повторять отдельные виды движений, ориентируясь на индивидуальные двигательные и интеллектуальные возможности ее участников.

При этом используются показ, совместные действия.

Каждое движения сопровождается короткой инструкцией «подними», «согни» и т. д.

В дальнейшем возможен переход к выполнению серии, состоящей из двух и более движений. Количество элементов в серии и скорость их предъявления постепенно увеличиваются. Все изменения положения тела и конечностей сопровождаются речью, например «правая рука поднята вверх, выпрямлена, ладонью повернута вперед», «левая рука согнута в локте и прижата к туловищу, пальцы зажаты в кулак».

Объем речевого сопровождения определяется уровнем речевого развития и состоянием словаря участников игры. Например, инструкции могут быть сокращены до называния частей тела и их пространственного расположения. Если позволяют зрительные возможности, то в дальнейшем дети воспроизводят серии движений, глядя на педагога в зеркало (находясь с ним на одном и разных расстояниях от зеркала, по фотографиям и схематическим изображениям. При тяжелых нарушениях зрения, нарушениях интеллекта с целью анализа изменений, которые происходят с разными частями тела в процессе выполнения движений, используются наглядно-тактильные приемы. Перед выполнением движения детьми педагог располагает их руки на тех частях своего тела, которые изменили положение, стимулируя их ощупывание. Если ребенку доступно понимание изменений положения отдельных частей тела при их моделировании на кукле или объемном муляже фигуры человека, то эти дидактические пособия могут быть использованы для демонстрации отдельных движений или их серии. Усложнение задания возможно за счет воспроизведения серии движений с помощью плоскостного муляжа фигуры человека.

«УДЕРЖИ НА ГОЛОВЕ»

Цель: совершенствование навыков ходьбы, формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, развитие равновесия и координации.

Оборудование: небольшая подушка или плотное полотенце, сложенное в форме подушки; коврики различной фактуры.

Ход игры : исходное положение: стоя у стены, без обуви. Педагог предлагает ребенку (группе детей) проверить, умеют ли они правильно стоять. Для этого необходимо встать спиной к стене таким образом, чтобы затылок, плечи, лопатки, ягодицы и пятки соприкасались с ее поверхностью; руки находятся на поясе.

Вариант 1. Необходимо удержать ровное положение головы и спины, стоя у стены.

Вариант 2. На голову ребенка помещается подушка или предмет, ее заменяющий. Необходимо удержать предмет на голове, стоя у стены, на расстоянии от нее.

Вариант 3. Сохраняя заданное положение (спина выпрямлена, лицо направлено вперед, необходимо пройти по прямой траектории. В качестве сигнала для начала и окончания движения используются речевые и неречевые команды.

Вариант 4. Сохраняя заданное положение (спина выпрямлена, лицо направлено вперед, необходимо подойти к линии начала движения. Если ребенок испытывает зрительные трудности, то педагог подводит его к исходной точке. Ребенок (дети) оказываются в начале дистанции, которая состоит из фактурных ковриков. На голову ребенка помещается подушка или предмет, ее заменяющий, после чего по команде педагога ребенок или несколько детей одновременно начинают двигаться вперед. Длина дистанции определяется возможностями помещения, в котором проводится игра. Детям необходимо преодолеть дистанцию, не уронив подушку и сохраняя осанку. Окончание дистанции определяется по изменению поверхности пола и сопровождается дополнительными звуковыми и зрительными сигналами. С целью усложнения задания возможно выполнение задания на скорость, включение в игру новых предметов, размещение на дистанции невысоких препятствий, которые необходимо перешагнуть. Однако основным условием его выполнения является сохранение правильного положения головы и туловища.

Для детей с тяжелыми нарушениями слуха допускается использование балансировки руками. На начальных этапах освоения игры педагог может сопровождать ребенка на протяжении всей дистанции, находясь за его спиной.

Для облегчения контроля положения спины педагог располагает кисти на плечах ребенка, слегка надавливая большими пальцами на лопатки, что способствует выпрямлению спины.

С целью преодоления/профилактики дезориентации ребенка в пространстве педагог может встать непосредственно за его спиной, разместив стопы ребенка перед своими ступнями, стимулируя ходьбу собственными движениями ног.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»

Цель: совершенствование навыков ходьбы, бега; формирование правильной осанки, развитие умения изменять темп движения, развитие равновесия и координации, развитие внимания.

Оборудование: магнитофон (любая звуковоспроизводящая аппаратура, который должен быть установлен на полу (при наличии — сабвуфер); фрагменты музыкальных записей с различным темпом звучания; источники света, скорость работы которых может меняться в заданном темпе, или фонарик. Для воспроизведения ритма и темпа возможно использование бубна, гимнастической палки.

Игра проводится на твердом покрытии, так как оно обеспечивает лучшую вибрационную проводимость звука. С этой же целью на этапе знакомства с правилами игры ребенку можно предложить снять обувь. Затем обувь необходимо одеть. Для реализации игры привлекается помощник, который регулирует музыкальное оформление, подает световые сигналы.

Ход игры : исходное положение: стоя. Если остаточное зрение позволяет различить позу и действия взрослого, то ребенок располагается перед ним. Если состояние зрения не позволяет дифференцировать действия взрослого, то взрослый располагается за спиной ребенка, удерживая пальцы и кисти рук на его плечах, или находится перед ним, удерживая ребенка за руки. Взрослый объясняет ребенку, что он должен внимательно слушать музыку. Если мелодия звучит медленно, выполняются движения в ходьбе; при увеличении скорости звучания — увеличивается интенсивность ходьбы или ребенок переходит на бег. Звучащая мелодия может подкрепляться изменениями световых сигналов.

Вариант 1. Движения ходьбы и бега выполняются на месте.

Вариант 2. Ходьба и бег выполняются во время движения по залу (комнате). Первоначально взрослый находится впереди ребенка (руки последнего расположены на талии педагога). Затем взрослый занимает позицию за ребенком (удерживая за талию или плечи) или удерживает его за руку. К игре могут быть привлечены еще 1–2 участника, которые образовывают цепочку. Усложнение задания возможно за счет включения в игру новых видов движений: ходьба и бег на носочках, на пятках, с высоким подниманием колен; движение в полуприседе и т. д. При любом усложнении игры проводится предварительное знакомство с новым способом передвижения.

«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ»

Цель: совершенствование навыков ползания на низких и высоких четвереньках, ходьбы; укрепление мышц спины, брюшного пресса, конечностей; развитие равновесия и координации, развитие внимания.

Оборудование: три коврика или мата, различающиеся фактурой; корзина для мяча, озвученный мяч среднего размера; несколько разноуровневых преграды, через которые можно перешагнуть или под которыми можно проползти (мягкие элементы спортивного модуля).

Ход игры:

Вариант 1. Исходное положение: стоя на высоких четвереньках (с опорой на предплечья и голени). Ребенок должен последовательно преодолеть 2–3 коврика (мата) и 1–2 преграды, перемещая мяч перед собой или в руках и забросить мяч в корзину. Предварительно следует выполнить вместе с ребенком цепочку движений, стремясь установить взаимопонимание: присесть, встать на колени, встать на высокие четвереньки и т. д. Взрослый располагается перед первым ковриком (матом) сбоку от ребенка таким образом, чтобы последний ощущал его присутствие. Он дает ребенку мяч, предлагает рассмотреть его (ощупать, послушать) и объясняет, что мяч необходимо бросить в корзину, расположенную на расстоянии от него. Затем педагог предлагает ребенку присесть и ощупать поверхность мата; вместе с ним встает на высокие четвереньки, располагая мяч у одной из рук малыша; передвигается ползком вперед, стимулируя движение ребенка в том же направлении и помогая ему не потерять мяч. При приближении к первой преграде (она расположена в конце первого коврика) взрослый останавливается, вместе с ребенком ощупывает ее, затем проползают под ней. Оказавшись на следующем коврике (мате, взрослый занимает положение для низкого ползания, помогает ребенку занять такое же положение и продолжает движение до следующей преграды, помогая ребенку контролировать мяч. При приближении ко второй преграде (она расположена в конце второго коврика) взрослый останавливается, вместе с ребенком ощупывает ее, затем проползают под ней и встают. Третий коврик (мат) преодолевается шагом, при этом мяч ребенок несет в руках. В конце дистанции расположена корзина, в которую следует бросить или положить мяч. Упражнение может быть выполнено в обратную сторону, для чего понадобятся 2 корзины. После 2–3 совместных выполнений ребенок преодолевает дистанцию самостоятельно.

Вариант 2. Исходное положение: стоя на высоких четвереньках (с опорой на предплечья и голени). Передвигаясь ползком, необходимо последовательно преодолеть 2–3 коврика (мата, различающихся фактурой, совместно с взрослым, а затем самостоятельно.

Вариант 3. Исходное положение: стоя на высоких четвереньках (с опорой на предплечья и голени). Передвигаясь ползком, необходимо преодолеть 2–3 коврика (мата, различающихся фактурой, и 1–2 преграды совместно с взрослым, а затем самостоятельно.

Вариант 4. Исходное положение: стоя. Необходимо пройти 2–3 коврика (мата, различающихся фактурой, совместно с взрослым, а затем самостоятельно.

Вариант 5. Исходное положение: стоя. Необходимо пройти 2–3 коврика (мата, различающихся фактурой, и 1–2 преграды совместно с взрослым, а затем самостоятельно.

Вариант 6. Исходное положение: стоя на высоких четвереньках (с опорой на предплечья и голени). Передвигаясь ползком, необходимо преодолеть 2–3 коврика (мата) и 1–2 преграды, перемещая мяч перед собой или в руках, и забросить мяч в корзину.

Вариант 7. Исходное положение: стоя. Необходимо пройти 2–3 коврика (мата) и 1–2 преграды, перемещая мяч перед собой или в руках, и забросить мяч в корзину.

Возможны следующие изменения условий проведения игры : сокращение количества ковриков (матов) на дистанции; изменение высоты препятствий; использование других видов движений, выполнение упражнения без мяча (движение на звук или вибрацию, создаваемых вторым взрослым, с мячом другого размера или двумя мячами; включение в игру сверстника; выполнение упражнения на скорость.

«СИДЯЧИЙ ФУТБОЛ»

Цель: укрепление мышц спины, брюшного пресса, конечностей; развитие равновесия и координации, развитие внимания.

Оборудование: озвученный мяч среднего размера; кукла (ростовая кукла) и объемный (плоскостной) муляж фигуры человека.

Ход игры : игра проводится в парах (взрослый — ребенок, (ребенок — ребенок). Исходное положение: сидя на полу, друг напротив друга; ноги разведены в стороны, ступни одного игрока упираются в ступни другого игрока. Необходимо прокатить (бросить) мяч партнеру так, чтобы он его поймал. Взрослый предлагает ребенку познакомиться с исходным положением для игры, рассмотрев (ощупав) куклу или муляж фигуры человека. Затем занимает исходное положение и помогает ребенку занять такое же положение напротив себя; ставит руки ребенка на пол таким образом, чтобы катящийся мяч попал к нему в ладони; толкает мяч в сторону ребенка, помогает поймать его и выполнить обратное движение. Важно, чтобы во время выполнения всего упражнения ребенок удерживал голову и туловище ровно, что может вызывать существенные трудности. Поэтому второй взрослый может помогать ему, придерживая за плечи и сидя у него за спиной. В отдельных случаях ребенок может прислониться спиной к опоре, но требование к удержанию ровного положения головы и осанки остается. В процессе повторения игры играющим следует стремиться к самостоятельному удержанию ровного положения корпуса.

Усложнение игры возможно за счет замены прокатывания мяча на бросок; уменьшения размеров мяча и предъявления требований к качеству захвата и броска; введения в игру двух-трех игроков; увеличения расстояния между игроками; прокатывания или броска мяча ногами.

«ТОЛКАЕМ МЯЧ»

Цель: совершенствование навыков ползания на высоких четвереньках; укрепление мышц спины, брюшного пресса, конечностей; развитие равновесия и координации, развитие внимания.

Оборудование: большой надувной мяч; мягкие элементы спортивного модуля, из которых составляют прямолинейный «коридор» для движения. Ход игры :

Вариант 1. Взрослый демонстрирует доступным для ребенка способом начальную и финальную точки «коридора»; объясняет, что необходимо преодолеть расстояние между ними. Исходное положение: стоя на высоких четвереньках (с опорой на предплечья и голени). Взрослый встает в исходное положение в начале «коридора» и предлагает ребенку занять аналогичное положение. Для лучшего понимания положения ребенок может ощупать туловище и конечности взрослого. Затем взрослый стимулирует продвижение ребенка по «коридору» с помощью звуковых и световых сигналов, воспроизводимых спереди от него.

Вариант 2. Взрослый демонстрирует доступным для ребенка способом начальную и финальную точки «коридора»; объясняет, что необходимо преодолеть расстояние между ними. Исходное положение: стоя на высоких четвереньках (с опорой на предплечья и голени). Взрослый встает в исходное положение в начале «коридора» и предлагает ребенку занять аналогичное положение. Для лучшего понимания положения ребенок может ощупать туловище и конечности взрослого. Взрослый располагает перед головой ребенка большой надувной мяч и слегка подталкивает ребенка к движению вперед. При необходимости взрослый помогает занять правильное положение головы, чуть наклонив ее вперед. Затем взрослый стимулирует продвижение ребенка по «коридору» с помощью звуковых и световых сигналов, воспроизводимых спереди от него.

Итог игры : ребенок должен прокатить мяч головой до конца дистанции. Важно, чтобы во время выполнения упражнения ребенок удерживал туловище ровно, избегая излишних прогибов и округления спины. Для лучшего контроля за положением спины можно использовать валики разного диаметра, находясь над которыми, ребенок осуществляет передвижение. Также следует помнить, что положение спины значительным образом зависит от положения головы.

Возможны следующие изменения в условиях игры : увеличение длины дистанции, изменение траектории «коридора» (включение изгибов и поворотов под разным углом, привнесение соревновательного элемента за счет параллельного выполнения упражнения сверстником.

«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»

Цель: укрепление мышц спины, плечевого пояса, груди; развитие равновесия и координации, развитие внимания, зрительно-моторной, слухо-моторной координации.

Оборудование: стулья, озвученный мяч среднего размера.

Ход игры : участники игры (не менее трех человек) сидят на стульях, поставленных в ряд с небольшим расстоянием друг от друга. Участник, сидящий с любой из сторон, держит в руках мяч. По команде ведущего (звуковой, световой, тактильной) он передает мяч по ряду, поворачиваясь всем корпусом к соседу (ступни ног остаются неподвижными) и удерживая мяч перед грудью. Последний участник в ряду, получив мяч, передает его тем же способом педагогу, который возвращает мяч первому игроку. При знакомстве с игрой взрослый демонстрирует движение передачи мяча каждому играющему отдельно, при необходимости формируя траекторию движения корпуса и рук пассивно-активным способом. Также он может предложить рассмотреть (ощупать) исходное положение и движение рук в процессе собственной демонстрации действия.

Важно, чтобы во время выполнения всего упражнения ребенок удерживал туловище ровно, не отрывал стопы от поверхности пола. Игра может проводиться в других исходных положениях: сидя на полу, стоя.

Усложнение игры : увеличивается расстояние между стульями; последний участник в цепочке может передать мяч первому игроку, встав и подойдя к нему за спинами играющих (ощупывая спинки стульев, а затем вернуться на место; стулья могут быть расставлены по кругу; мяч передается на вытянутых руках, над головой, без поворота туловища; уменьшение размера мяча.

«ПОСЛУШНЫЙ МЯЧ»

Цель: укрепление мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса, развитие навыков поворотов и переворотов в положении лежа, развитие равновесия и координации, развитие внимания.

Оборудование: озвученный мяч среднего размера, ковровое покрытие.

Ход игры:

Вариант 1. Взрослый предлагает ребенку лечь на спину, руки — в свободном положении. Ребенку демонстрируется необходимое движение, сопровождаемое поворотом его на бок. Важно, чтобы поворот осуществлялся всем корпусом, без отрыва от поверхности пола. Следует стремиться к тому, чтобы в движения поворота не включались ноги. Освоив поворот на бок, можно переходить к повороту со спины на живот, с живота на спину, к полному повороту.

Вариант 2. Взрослый предлагает ребенку лечь на спину, вытягивает его руки над головой и вкладывает мяч. Затем демонстрирует ребенку необходимое движение, поворачивая его на бок. Важно, чтобы поворот осуществлялся всем корпусом, без отрыва от поверхности пола, не опуская руки и не отпуская мяч. Поворот должен осуществляться только за счет движений корпуса. Освоив поворот на бок, можно переходить к повороту со спины на живот, с живота на спину, к полному повороту.

Разнообразить выполнение упражнения можно, удерживая мяч между коленями или ступнями ног.

Усложнение игры : выполнение поворотов сериями, увеличение числа повторов движений в серии, выполнение поворотов на скорость, одновременное удержание нескольких мячей (руками и ступнями, коленями и руками, коленями и ступнями).

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Дидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС доДидактические игры по познавательному развитию для детей второй младшей группы с описанием в соответствии с ФГОС до Игра на магнитах «Веселый фермерский паровозик» Образовательная область:познавательное развитие. Игра предназначена для детей 3-4.

Фотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слухаФотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слуха Уважаемые девчата!Поздравляю Вас с праздником весны! Желаю любви, счастья, весеннего настроения! Праздник 8 Марта - это самый прекрасный.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Осенние игры по физическому развитию на воздухе в старшей логопедической группе Сфера применения. Дети дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Выбор игр. Данные игры могут использоваться в работе с детьми старшего.

Сценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слухаСценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слуха В зале стоит нарядная ёлочка. В углу зала стоит домик Зайчика. Перед домом столик, стульчики. Звучит музыка. Дети "под дугой" легко бегут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по физическому развитию для детей с нарушением слуха
Опубликовано: 6 сентября 2020 в 22:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД