Ольга Гончаренко
Дидактические игры по развитию речи для детей 5–6 лет с ТНР «Стройка. Строительная техника. Строительные профессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию речи для детей 5 - 6 лет с ТНР на тему "Стройка. Строительная техника. Строительные профессии"
Составители: учитель - логопед Гончаренко О. Н., воспитатели Мишина И. О., Бирюкова Н. Ю.
В рамках данной тематической недели предстояла предварительная работа: создание дидактических игр, нам помогали дети: они с удовольствием раскрашивали раскраски со строительной техникой, мы подготовили некоторые игры и готовы поделиться ими с вами.
1. Д/и «Домики – половинки».
Публикация «Дидактические игры по развитию речи для детей 5–6 лет с ТНР „Стройка, Строительная техника, Строительные профессии“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Строитель. Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2023
Цель: обогащение словаря существительных и прилагательных, развитие навыков словообразования (относительные прилагательные).
Лексический материал: изба, дворец, замок, шалаш, небоскреб, офис, беседка, особняк.
Изба, сделанная из дерева, какая? Деревянная изба
Дворец, сделанный из мрамора, какой? Мраморный дворец
Замок, сделанный из камня, какой? Каменный замок
Шалаш, сделанный из веток, какой? Веточный шалаш
Небоскреб, сделанный из бетона, какой? Бетонный небоскреб
Офис, сделанный из стекла, какой? Стеклянный офис
Беседка, сделанная из тростника, какая? Тростниковая беседка
Особняк, сделанный из кирпича, какой? Кирпичный особняк
2. Д/и «Какой? Какое? Какая?»
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Бульдозер (какой) желтый, тяжелый, железный
Автовышка (какая) желтая, быстрая, железная
Бетономешалка (какая) красная, тяжелая, железная
Экскаватор (какой) тяжелый, высокий, желтый, большой
Самосвал (какой) большой, тяжелый, железный
3. Д/и «Посчитай от 1 до 5».
Цель: развитие навыков словоизменения (согласование существительных и числительных от 1 до 5, уточнение словарного запаса.
Лексический материал: бетономешалка, бульдозер, каток, подъемный кран, самосвал, экскаватор, автовышка.
Одна бетономешалка, две бетономешалки, три бетономешалки, четыре бетономешалки, пять бетономешалок.
4. Д/и «Один – много».
Цель: развитие навыков словоизменения.
Один подъемный кран – много подъемных кранов
Один асфальтовый каток – много асфальтовых катков
Одна быстрая автовышка – много быстрых автовышек
Одна красная бетономешалка – много красных бетономешалок
Один тяжелый груз – много тяжелых грузов
5. Д/и «Жадина» (Чей? Чья? Чье)
Цель: развитие навыков словоизменения (согласование существительных с притяжательными местоимениями в роде, числе, развитие интонационной выразительности речи (отвечаем удивленно, тихо, громко, грубо и т. д.).
Чья автовышка? - Это моя автовышка
Чей самосвал? – Это мой самосвал
Чья бетономешалка? – Это моя бетономешалка
Чей бульдозер? – Это мой бульдозер
Чей экскаватор? – Это мой экскаватор
6. Д/и «Незнайкины ошибки».
Цель: Развитие связной речи через правильное согласование слов в предложении, обогащение словарного запаса.
Исправь, пожалуйста, Незнайкины ошибки, поставь правильно слова в предложении.
Площадка ровняет бульдозер (Бульдозер ровняет площадку)
Подъемный груз поднимает кран (Подъемный кран поднимает груз)
Яма копает экскаватор (Экскаватор копает яму)
Груз поднимает тяжелый автовышка (Тяжелый груз поднимает автовышка)
Самосвал управляет водителем (Водитель управляет самосвалом)
7. Д/и «Строительная техника».
Цель: уточнение словарного запаса, развитие понимания речи и умения действовать по инструкции, закрепление умения различать и употреблять в речи предлоги.
- Расставьте строительную технику: слева бульдозер, справа от бульдозера экскаватор, между экскаватором и бульдозером каток и т. д.
- Расскажи, где какая техника…
8. Д/и «Строительные профессии».
Цель: обогащение активного и пассивного словаря, развитие связной речи (умение составлять простые распространенные предложения).
Лексический материал: разнорабочий, стекольщик, маляр, архитектор, прораб, электрик, плотник, крановщик, каменщик, монтажник и т. д.
Расскажи, кто что делает?
Разнорабочий выполняет разную работу на стройке.
Стекольщик вставляет стекла.
Прораб управляет бригадой рабочих на стройке.
Архитектор составляет чертеж дома.
Каменщик укладывает камни, кирпич.
Крановщик управляет краном.
9. Д/и «Первый – последний».
Цель: закрепление фонематических представлений (умения выделять первый и последний звук в слове, давать его характеристику: гласный, твердый согласный/мягкий согласный, звонкий согласный/глухой согласный).
Лексический материал: экскаватор, каток, бульдозер, самосвал, грузовик, кран, автовышка и т. д.
10. Д/и «Слоговая разминка».
Цель: закрепление навыков слогового анализа (умения делить слова на слоги).
Лексический материал: разнорабочий, стекольщик, маляр, архитектор, прораб, электрик, плотник, крановщик, каменщик, монтажник и т. д.
11. Игра "Удивительный дом".
Цель: развитие интонационной выразительности речи, умения передавать настроение, характер героя (говорим с удивлением, сердито, радостно).
Вот стоит огромный дом,
Много окон в доме том.
В этом доме кухня есть,
В этом доме спальня есть,
В этом доме ванная есть,
В этом доме для детей
Полна комната затей!
(О. Гончаренко)