Татьяна Шерстюкова
Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) это формирование у воспитанников процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное развитие способствует формированию психических функций, наиболее значимых для дальнейшего обучения и развития, и направленно на развитие различных видов ощущений (обонятельного, двигательного, зрительного, слухового, тактильного, и т. д.)
Публикация «Дидактические материалы системы Марии Монтессори как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
У детей дошкольного возраста чувственный опыт обогащается через совершенствование работы различных анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, кожно-мышечного, осязательного).
Именно в дошкольном возрасте происходит процесс усвоения малышами сенсорных эталонов – величины, цвета, формы и т. д. Происходит это совсем не быстро, поскольку воспитанники должны чётко различать свойства предметов в самых различных ситуациях. Поэтому так важно развивать мелкую моторику, ведь чтобы узнать предмет, познакомиться с его свойствами, нужно этот предмет потрогать, попытаться покатать, может быть понюхать или попробовать на вкус. – в общем, обследовать со всех сторон.
Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, чётко знает, что любую информацию ребёнок воспринимает через органы чувств. Каждый из этих органов (глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела) воспринимает строго определённый вид информации, а всё вместе – складывается в целостный образ. Именно эту особенность и взяла за основу Мария Монтессори.
Она разработала свою собственную систему упражнений по ознакомлению дошкольников со свойствами и признаками предметов., суть которой заключается в игровой форме обучения и в том, что каждый воспитанник действует самостоятельно и самостоятельно может ощутить результаты своей деятельности.
Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе к ребенку: именно ребёнок выбирает тот дидактический материал, который в данный момент ему наиболее интересен, именно ребёнок определяет продолжительность занятий, что обуславливает индивидуализацию педагогического процесса и развитие каждого воспитанника в собственном ритме.
Основная особенность методики Монтессори – создание специальной развивающей среды (Монтессори-среды, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности.
Центр развития ребёнка п. Чегдомын использует элементы системы, разработанной М. Монтессори уже несколько лет. Администрацией были приобретены материалы и оборудование, которые любой педагог может широко использовать в своей работе.
Вот некоторые из них:
Ящик с кусочками ткани.
Входит в комплект пособий для различения структурных поверхностей и материалов. В результате работы с этим пособием развивается тактильное восприятие, ребёнок может различать на ощупь различные по фактуре ткани.
Вкусовые банки.
Пособие входит в комплект материалов для различения вкусовых качеств. В результате работы с данным пособием воспитанники учатся определят вкус, знакомятся с названиями основных вкусовых ощущений.
Тяжёлые таблички
Данное пособие входит в состав комплекта материалов для различения веса. Используя таблички, воспитанники получают возможность потренироваться в способности к различению веса, сравнении предметов различного веса, закрепить представления о понятиях «лёгкий» - «тяжёлый».
Цветные таблички.
Пособие из комплекта материалов для различения цвета. Помогает воспитанникам знакомиться с основными цветами и их оттенками.
Чтобы в дальнейшем правильно ориентироваться в окружающем мире, каждому ребёнку необходимо научиться воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких то предметов в целом. Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие – процесс отражения ребёнком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Именно на развитие восприятия и направлена система Марии Монтессори. В этом её нет равных, и я каждому педагогу советую использовать её в своей деятельности.