Получи документы

Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи)

Валерия Блохина
Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи)

Связная речь.

1. Игра для уточнения формы родительного падежа.

«Угадай, чьи это вещи»

Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а так же картинки изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа и др.) Сначала дети рассматривают картинки. Воспитатель называет один из предметов, а дети называют кому принадлежит этот предмет (Этот платок бабушки; Это халат мамы и т. д)

2. Игра для закрепления формы множественного числа.

«Один – много»

Публикация «Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи)» размещена в разделах

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать сущ. множественного числа от сущ. единственного числа.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар – шары, дом – дома, ведро – ведра т. д.

Воспитатель показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя,- спрашивает воспитатель, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагает назвать все картинки.

3. Игра на образование сложных слов.

«Эхо»

-листья падают – листопад

-сам ходит - самоход

-снег падает - снегопад

-мед носит – медонос

-вода падает - водопад

-звезды падают - звездопад

-сено косит – сенокос и т. д.

4. Игра для формирования умения употреблять уменьшительно- ласкательные и пренебрежительно- увеличительные суффиксы.

«Большой-маленький»

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов сущ. уменьшительно – ласкательное значения.

Оборудование: Карточки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением красных кружков большого и маленького, предлагает детям назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг. Воспитатель предлагает детям назвать кружки без слов «большой» и «маленький», а потом индивидуально.

-Это? – показывает на маленький кружочек.

Ответ ребенка – «кружочек».

-А это? – показывает на большой.

Ответ ребенка «круг».

5. И/у «Кто, где живет?»

Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.

Ход игры : дети рассказывают о своем доме по графической схеме-плану:

Название улицы,

какой он? ( материал: кирпичный, деревянный, блочный,

Сколько этажей?

Сколько комнат?

Что видно из окон?

За что вы любите свой дом?

Грамматический строй речи.

1. Игра «Назови ласково»

Цель: Учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч.

Ход: Воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предлагает ребенку вернуть мяч и изменить слово так, что бы оно звучало ласково.

-Мяч — мячик,

-кукла — куколка,

-мишка — мишенька, мишутка,

-машина — машинка,

-собака — собачка,

-пирамида — пирамидка.

2. Игра «Подбери признак»

Цель: Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход: Воспитатель называет слово и задает вопросы (какой? какая? Какие? какое), ребенок отвечает.

-Шапка (какая) – синяя, теплая, зимняя…

-Варежки (какие) – теплые, красные.

-Куртка (какая) – зеленая, зимняя, теплая…и т. д

3. «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

-Огурец — огурчик — огурчики,

-помидор — помидорчик — помидорчики,

-картофель — картошечка — картошечки,

-баклажан — баклажанчик — баклажанчики,

-перец — перчик — перчики,

-тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки.

4. «Назови, какой, какая?»

Цель: Учить образовывать относительные прилагательных.

-Сок из помидоров — томатный,

-огурцов — огуречный,

-моркови — морковный,

-капусты — капустный,

-свеклы — свекольный.

5. Игра «Где начало рассказа?»

Цель: Учить детей составлять рассказы с помощью сирийных картинок, соблюдая правильную временную и логическую последовательность.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяющие передать сюжет от начала до конца. По каждой картинке ребенок составляет предложение и соединяет предложения в связный рассказ.

Игру можно проводить индивидуально с каждым ребенком, с подгруппой и со всей группой детей.

Игры на развитие звуковой культуры речи.

1. Игра «Поймай звук»

Цель: Учить детей называть звук в слове по его пространственной характеристики (первый, второй, перед и после определенного звука)

Оборудование: мяч.

Ход игры : Дети стоят в кругу, у ведущего мяч. Ведущий произносит вслух какое-нибудь слово, бросает мяч любому играющему и говорит, какой по счету звук тот должен назвать, например «мышка, второй звук». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Ы» - и возвращает мяч ведущему, который задает следующее задание относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

2. Игра «Слоговая цепочка»

Цель: Учить детей выделять в словах первый и последние слоги.

Оборудование:карточки.

Ход игры : Карточки для игры раздаются играющим поровну,их надо положить перед каждым игроком сверху вниз. Начинается игра с карточки, на которой левая половина пустая. Играющий выставляет эту карточку, называет слово – название картинки и выделяет последний слог. Дети ищут на своих карточках слева такую картинку, у которой первый слог совпадает с данным слогом, и выкладывают ее рядом с первой. Затем анализируется правая картинка второй карточки, в ней выделяется последний слог. Таким образом, в названиях левых картинок выделяется первый слог, а на названиях правых картинок последний слог. Игра должна завершиться когда будут выложены все картинки, последняя карточка с пустой правой половиной.

3. Игра «Поезд»

Цель: Отработка навыков выделения первого и последнего слога в слове.

Ход игры : Детям предлагают составить поезд из вагончиков-карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так и карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия. Первая карточка-электровоз, у нее левая половина пустая. В последнем вагончике правая половина пустая. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в название первый звук такой же, как был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

4. Игра «Назови картинку и найди первый звук».

Цель: научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребенком.

Оборудование: карты по 4 картинки.

Ход игры : Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят в слух название своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, воспитатель разрешает закрыть ее фишкой.

5. Дидактическая игра «Найди звуки» со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)

Цель: Научить детей распознавать звуки.

Оборудование: Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»

Ход игры : Воспитатель рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать слова на заданный звук. Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку. Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя заданный звук.

Игры на развитие словарь дошкольников.

1. Д/и «Кто как голос подает?»

Цель: обогащать глагольный словарь по теме.

Оборудование: карточки с изображением диких и домашних птиц, игрушка медвежонок.

Ход игры : Воспитатель: «Ребята, к нам из леса пришел в гости мишка. Ему в лесу сорока сказала, что наши детки не знают, какими голосами птицы разговаривают. Мы ведь знаем? Сейчас я вам раздам картинки с птицами. Мишутка к каждому из вас подойдет, и вы каждый скажете ему, как разговаривает его птица.

Слова для обогащения словаря :

o воробей – чирикает

o ворона – каркает

o голубь – воркует

o синица – свистит

o утка – крякает

o соловей – поет

o кукушка – кукует

o петух – кукарекает.

2. Д/и «Овощи»

Цель: обогащать словарь детей существительными множественного числа по теме «Овощи».

Ход игры : найти картинку по названию (один овощ, подобрать пару к этой картинке пару с большим количеством (много) изображения этих овощей, назвать изображения.

Оборудование: кукла Маша.

Ход игры : Воспитатель показывает куклу Машу, говорит: «Маше подарили игру «Один овощ – много овощей», ей надо найти картинки с одинаковым изображением овощей. Например: одни лук – много лука».

Слова для обогащения словаря :

Лук – много лука;

Картошка – много картошки;

Свекла – много свеклы;

Капуста – много капусты;

Тыква – много тыквы;

Кабачок – кабачки – много кабачков;

Морковка – морковки – много морковок.

3. Игра «Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Ход игры : Низкий уровень сложности - взрослый выкладывает на наборном полотне 3—4 картинки, называя изображенные на них предметы ( например: автобус, троллейбус, корабль, самолет). Затем просит детей назвать первую (вторую, последнюю) картинку. Командует: «Раз, два, три, не смотри» и переворачивает одну из них: «Раз, два, три, смотри». Дети называют, какой картинки не стало.

Средний уровень сложности - взрослый демонстрирует и называет 5—6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности - количество картинок увеличивается до 7—8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

4. Игра «Кто чем занимается?»

Цель: расширение словаря названиями профессий.

Оборудование: картинки, на которых изображены люди разных профессий.

Ход игры:

Взрослый читает стихотворение:

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит;

а далее взрослый называет профессию, а ребёнок с опорой на картинку должен назвать, что делает человек определё нной профессии: повар – варит; повар – варит (готовит, учитель – учит и т. д.

5. Игра «Найди себе пару»

Цель: Учить детей из имен существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. Активизировать словарь по данной теме.

Оборудование: картинки с изображением детей.

Ход игры : Первая команда получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня лиса». Ребенок из другой команды – «У меня лисы». Эти дети стоят рядом.

Публикации по теме:

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п.

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНРДидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел их применять в различных.

Игры на развитие звуковой культуры речи Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Конспект развития звуковой культуры речи в рамках занятия по развитию речи в подготовительной к школе группы Программные задачи: 1. Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи; 2. Учить детей.

Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.

Музыкально-дидактические игры как средство развития речи дошкольников. Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей. (Каждый раздел с использованием.

Работа ДОУ с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Речь - одна из важных линий развития ребёнка. Речь - не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Воспитание звуковой культуры речи детей, ее значение для развития личности дошкольника Цель: развитие слухового внимания, формирование правильного звукопроизношения, выработка правильного речевого дыхания, умелое использование.

Звуковая культура речи «Формирование звуковой культуры речи во второй группе раннего возраста» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино Белгородской области» Доклад на тему: «Формирование звуковой культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития (звуковой культуры речи, грамматического строения речи, словаря дошкольников, связной речи)
Опубликовано: 24 января 2018 в 14:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД