Елена Комиссарова
Дидактический развивающий материал по ознакомлению дошкольников с казахским орнаментом «Думай-Играй-Узнавай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание материала : Дидактический развивающий материал
для закрепления у дошкольников представлений о декоративно-прикладном искусстве Казахстана, о казахском орнаменте. Предназначен для развития детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям,родителям дошкольников.
Публикация «Дидактический развивающий материал по ознакомлению дошкольников с казахским орнаментом „Думай-Играй-Узнавай!“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Казахстан
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
В процессе ознакомления дошкольников с декоративно-прикладными изделиями казахских мастеров - предметами быта, одежды, обуви, украшениями и т. д., я, конечно же, обращаю внимание на орнамент, которым они украшены. Орнамент – это богатейший материал, с помощью которого можно изучать историю казахского народа, его обычаи и традиции. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделий и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежностей. В искусстве орнамента отчетливо просматривается голос истории, обычаев и нравов кочевых племён, населяющих степи Казахстана.
Казахский орнамент по происхождению можно разделить на две группы:
к I–ой относятся те орнаменты, которые возникли на собственной национальной почве, являясь истинно казахским орнаментом;
II–ая – это орнаменты, которые интернациональны, т. е. присутствуют у других народов.
Детей знакомлю с геометрическими орнаментами (амулет, топор, спаренные кольца, гребень, клюв птицы и др., космогоническими (крестовина, зигзаг, вода, родничок, звезда, растительными (цветок, зооморфными (воронья лапа, крылья птицы, рога барана, след барана, собачий хвост, верблюжий глаз (ромб) и т. д.).
Выбор цвета фона и рисунка определяет композицию. Малыши постепенно усваивают, что у казахов цвета всегда имели символический смысл: голубой цвет – символ неба; красный – символ солнца, огня; желтый – символ разума, света, уважения к старости; черный цвет – символ земли; зеленый – весна, молодость, возрождение; белый – чистота и гармония.
Я знакомлю детей с элементами казахского орнамента в соответствии с принципами дидактики. Ребята, учатся передавать их в рисунке, свободно овладев техникой изображения.
Закрепление полученных знаний происходит в дидактических играх и играх-заданиях, с помощью которых развивается познавательное, целенаправленное, целостное художественное восприятие, умение ребенка высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, своё отношение к орнаменту.
Для развития изобразительных умений и навыков я подобрала такие дидактические игры и упражнения, которые помогают детям лучше понять смысл учебной задачи и осознать способы выполнения действий. Длительность одной игры составляет 5-10 минут. Стараюсь объяснять содержание эмоционально, кратко, понятно. Иногда показываю пробный ход, во время которого учу действовать, знакомлю с правилами игры. Но самое главное условие в моей работе — все дидактические игры и упражнения согласую с содержанием последующей изобразительной деятельности.
В приложение входит сборник дидактических игр. Всего игр 15, но к некоторым играм описаны их варианты (еще 20). У каждой игры есть название - на казахском и русском языке, описаны дидактическая задача, игровое правило, материал и ход игры :
названия дидактических игр :
«Артыын тап» – «Найди лишнее»
«Кркемдік салон» – «Художественный салон»
«Не згерді?» – «Что изменилось?»
«Лото» – «Лото»
«Домино» – «Домино»
«ос суреттер» – «Парные картинки»
«Сыарын тап» – «Найди пару»
«Оюды элементтерін таны» – «Узнай элементы узора»
«Оюды растыр» – «Составь орнамент»
«иылан суреттер» – «Разрезные картинки»
«Тсіне сйкес оюды растыр» – «Собери орнамент по цвету»
«Кілемді шекейле» – «Укрась ковер»
«Нсаны шекейле» – «Укрась силуэт»
«Сыарын тап» – «Найди такую же»
«Суреттеу бойынша затты тап» – «Найди предмет по описанию»
Данные игры обеспечивают развитие ребёнка, его мышление, воображение, тренируют память в ходе знакомства с декоративно-прикладным искусством казахского народа.
Подбор игр четко отражает решение задач поставленных перед детьми. Подача материала ведется в соответствии с принципами дидактики – от простого к сложному – что предусматривает постепенное введение новых игр.
Познакомившись с новым элементом, «поиграв» с ним, ребята легче и быстрее их запоминают. Все это положительно отражается на продуктивной деятельности детей: в красивых рисунках, интересных поделках в лепке и конструировании.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Дает элементарное представление об искусстве казахского народа, о его безграничной красоте, прививает любовь к родному краю, вырабатывает эстетический вкус к предметам быта, вызывает положительные эмоции и желание думать, играть, узнавать всё больше и больше!