Лариса Самочкова
Дидактическое пособие «Мультикуб»
▼ Скачать + Заказать документы
АННОТАЦИЯ
Дидактическое пособие «Мультикуб» представляет собой мягкий куб, сшитый из ткани. Все стороны куба разного цвета: красного, синего, зеленого, желтого, серебристого и золотистого. На каждой стороне куба имеются цифры от 1-го до 6-ти, геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, ромб. Фигуры и цифры, на сторонах квадрата разного цвета имеют разное пространственное расположение: слева, справа, сверху, снизу.
Публикация «Дидактическое пособие „Мультикуб“» размещена в разделах
Дидактическое пособие «Мультикуб» предназначено для работы с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, при условии соблюдения программного материала каждой возрастной группы и основных дидактических принципов :
• Доступность материала пониманию дошкольника;
• Поэтапное усложнение материала, от простого к сложному.
• Эмоциональная близость материала детям.
Основная цель данного пособия : Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста через использование системы развивающих игр.
Задачи, которые можно решить, при использовании дидактического пособия «МУЛЬТИКУБ» в практике дошкольного образования:
1. Формировать мотивацию обучения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов при взаимодействии различных анализаторов;
2. Знакомить детей с сенсорными эталонам, обучать способам их использования в практике.
3. Развивать воображение, креативность мышления.
4. Формировать базисные представления: математического, социального и речевого характера.
5. Воспитывать положительное эмоциональное отношение, личностные качества в период освоения интеллектуальных игр.
Данное пособие развивает сенсорные и познавательные способности
дошкольников, задействованы зрительный, осязательный и тактильный анализаторы, способствует формированию представлений о сенсорных эталонах. В игровой деятельности развиваются память, речь, пространственное мышление и творческое воображение, умение согласовывать свои действия, анализировать, сравнивать.
Пособие используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи.
В содержание дидактического пособия вошли практические наработки: конспекты занятий, картотеки дидактических игр, занимательных задач в стихотворной форме, речевой материал: пословицы, загадки, считалки, стихи и др.
Дидактическое пособие «Мультикуб» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения, педагогам - психологам, инструкторам по физической культуре, педагогам дополнительного образования в соответствии с образовательными задачами.
Диагностический инструментарий к разделу «Формирование элементарных математических представлений»
Цвет
1. Дидактическое упражнение «Дай мне предмет такого - же цвета»
Цель: Уточнить представление детей о цвете, умение находить и называть основные цвета в пространстве.
Ход: В группе найти предмет такого же цвета, как на выпавшей стороне куба. Назвать данный цвет.
2. Дидактическое упражнение «Какого цвета лето?»
Цель: Уточнить представление детей о цвете, умение находить и называть основные цвета в пространстве.
Ход: Рассмотреть цветные картинки с изображением лета. Ребенок должен рассказать, что изображено и какого цвета. Покажи данный цвет на кубе.
Форма
1. Дидактическое упражнение «Найди предмет, похожий на образец»
Цель: Уточнить представление о знании геометрических фигур.
Ход: В группе найди предмет такой же формы, какой выпал на кубе. Назови фигуру, на которую похож предмет.
2. Дидактическое упражнение «Конструктор»
Цель: Уточнить представление о знании геометрических фигур.
Ход: Бросить куб, назвать выпавшую фигуру. Из предложенных педагогом плоскостных фигур необходимо построить любой предмет
Величина
1. Дидактическое упражнение «Сложи из палочек»
Цель: Уточнить представление о понятиях большой, маленький
Ход: Предложить ребенку из счетных палочек сложить (большую или маленькую фигуру, выпавшую на кубе.
2. Дидактическое упражнение «Покажи предмет»
Цель: Уточнить представление о понятиях большой, маленький
Ход: Найти в группе маленькие и большие предметы, назвать их.
Ориентировка в пространстве
1. Дидактическое упражнение «Найди место»
Цель: Уточнить представление о пространственном расположении предмета
Ход: Дети выполняют словесные указания педагога: поставь игрушку на куб, за куб, перед кубом, сбоку от куба.
Счет
1. Дидактическое упражнение «Сложи из палочек»
Цель: Уточнить представления о числе, умение считать в пределах трех
Ход: Бросить куб, уточнить какое число выпало, выложить данное число помощью счетных палочек.
2. Дидактическое упражнение «Хлопни и топни»
Цель: Уточнить представления о числе, умение считать в пределах трех
Ход: Предложить детям задание: хлопни или топни столько раз, какое число выпало на кубе
3. Дидактическое упражнение «Магазин игрушек»
Цель: Уточнить представления о числе, умение считать в пределах трех
Ход: Предложите купить в магазине игрушки, в соответствии с выпавшим числом на кубе
Картотека
Дидактических игр с математическим содержанием
Дидактическая игра «Найдите цвет»
Цель: учить распознавать цвета.
Материалы: д. п. «Мультикуб», фонарик.
Ход игры:
Немного затените комнату и наводите яркий фонарик на различные предметы, имающиеся в комнате.
Скажите детям, что вы ищите что-нибудь красное.
Попросите, чтобы они закричали «ура», когда фонарик обнаружит что-либо красное.
Повторите указанную игру, используя различные цвета.
Попробуйте данную игру, с различными простейшими фигурами и формами используя д. п. «Мультикуб».
Дидактическая игра «Трам-тара-рам»
Цель: развивать наблюдательность.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Начните игру следующими словами:
Трам-тара-рам, трам-тара-рам,
Я вижу кое-что, чего не видно вам,
Детям предоставляется три попытки угадать вещь или предмет, который вы видите.
Продолжая данную игру, попросите одного из детей произнести эти же слова.
Попробуйте эту игру, заменяя в ней цвета различными фигурами, формами и цифрами, изображенными на сторонах «Мультикуба».
Дидактическая игра «Похожее и разное»
Цель: развивает наблюдательность.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Выберите какую-либо одну характеристику (одну сторону «Мультикуба», затем задавая вопрос, попросить ответить детей «да» либо «нет».
Например, выберите синие глаза.
Спрашивайте каждого ребенка: «У тебя синие глаза?»
После того как все дети ответят на данный вопрос, попросите всех голубоглазых и синеглазых детей встать, чтобы остальные дети поприветствовали их аплодисментами.
Скажите сидящим детям: «Давайте похлопаем всем, у кого синие и голубые глаза».
После того как всем детям представится возможность постоять и получить свою порцию приветственных аплодисментов, подчеркните, а другие - разные.
Дидактическая игра «Прыжки за цветом»
Цель: учит распознавать цвета.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Скажите детям, что задание состоит в том, чтобы они, как только вы произнесете «начали!», коснулись как можно большего количества (цвет и форма выбираются на «Мультикубе») вещей, которые смогут найти в комнате.
Однако дети должны добираться до них только одним способом - прыгая по комнате.
Скажите «стоп».
Поочередно попросите детей назвать все синие вещи, которых они коснулись.
Поиграйте в эту игру, используя любой другой цвет.
Поиграйте в эту игру, например, с текстурами, попросив детей найти в комнате мягкие вещи и прикоснуться к ним.
Дидактическая игра «Цвета на завтраке»
Цель: развивать память.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Спросите у детей, что они ели на завтрак.
Поговорите о каждом пищевом продукте и о его цвете, используя цвета на «Мультекубе».
Затем спросите у детей, ели ли они на завтрак что-нибудь желтое. Сравните между собой желтые продукты, которые часто едят на завтрак: овсяные хлопья, яйца, масло, разные виды яичницы и т. д.
Затем спросите, ел ли кто-либо на завтрак что-нибудь белое. Продолжайте спрашивать о других цветах.
Поиграйте в данную игру, называя пищевые продукты, которые входят в полдник или обед.
Эта игра помогает детям подумать о том, как выглядят продукты питания и какие из них похожи в смысле цвета.
Дидактическая игра «Ты можешь назвать?»
Цель: учит распознавать цвета.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Спойте детям предложенный текст, воспользовавшись для этого какой-нибудь хорошо знакомой им мелодией, или просто проскандируйте его. Оставьте заключительное слово какому-нибудь ребенку, который должен назвать свой любимый цвет (или что-либо другое).
Если темой игры являются цвета, текст выглядит следующим образом:
Ты можешь показать и назвать свой любимый цвет,
Любимый цвет, любимый цвет?
Ты можешь показать и назвать свой любимый цвет?
Скажи, нам …., поскорей.
Ребенок называет свой любимый цвет и показывает его на «Мультикубе».
Поиграйте в эту игру, используя различные темы, например деревья, животные, цветы, продукты питания и т. д. Пусть вас не смущает при этом некоторая неритмичность текста. Впрочем, вы можете переделать его сами.
Дидактическая игра «Будь цветом»
Цель: учит распознавать цвета.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Эта игра помогает детям увязывать цвета с объектами живой и неживой природы. Подайте им идеи, каким образом можно разыгрывать каждый такой пример в лицах,- это поможет детям устанавливать соответствующие ассоциаций между цветом на «Мультикубе» и объектом.
Будь желтым жужжащим шмелем
Рычи, словно черный медведь
Съешь несколько красных вишен
Разрежь очень желтую тыкву
Придумайте другие действия, связанные с цветом.
Дидактическая игра «Цветные слова»
Цель: учит распознавать цвета.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры:
Отыщите те вещи в комнате, которые имеют красный цвет (цвет выбирать или выкинуть на «Мультекубе»).
Пройдитесь по комнате и спросите: «Зина, ты носишь что-либо красное?»
Зина смотрит на свою одежду и рассказывает вам, надето ли на ней что-то красное.
Призывайте детей отвечать полными предложениями.
Каждый день проводите данную игру с новым цветом. Пример:
Любочка.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Дидактическая игра «Учите нас»
Цель: Учить детей составлять загадки – описание, основываясь на характерных признаках отдельных овощей и фруктов.
Материалы: д. п. «Мультикуб».
Ход игры: выбирая или выбрасывая на «Мультекубе» цвет и форму, выбираем овощ или фрукт и выделяем характерные признаки, составляем загадки, а дети отгадывают.
Пример: Растёт в огороде, круглая, приплюснутая, с хвостиком, жёлтая, сладкая; едим корешки, а не вершки. Можно есть сырую и вареную. Про неё знаем сказку.
Что это? (репка)