Елена Павленко
Дидактическое пособие «Облака эмоций»
Дидактическое пособие «Облака эмоций».
Педагог-психолог: Павленко Елена Васильевна.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. С помощью эмоций дети воспринимают и реагируют на действительность, которая их окружает. Чувства проявляются над всеми сторонами жизни дошкольника, поэтому эмоции можно рассмотреть на лице, в жестах, поведении. Наблюдая за ребенком можно увидеть наличие определенных нарушений в общении- конфликты, драки, упрямство, капризы. Именно общение влияет на чувственную среду детей. Ребенка нужно научить грамотно общаться с детства. Общение должно приносить доброту, улыбки, прекрасное настроение и радость. Чувства детей могут быстро вспыхивать и гаснуть.
Публикация «Дидактическое пособие „Облака эмоций“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Облака
- Погода и природные явления
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Игры на изучение эмоций и настроения
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам. Настроение зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Настроение-это душевное состояние, оно может быть радостным или грустным. Поэтому работая с детьми, можно определить, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается и способы общения без специальной работы не формируются. Основываясь на программу психолого- педагогических занятий для дошкольников под редакцией Н. Ю. Куражевой было разработано дидактическое пособие «Облака эмоций» для демонстрационного материала.
Дидактическое пособие предназначено для организации коррекционно- развивающей работы по развитию эмоциональной сферы у детей с ОВЗ и детей групп общеразвивающей направленности от 3-6 лет.
Пособие включает в себя 2 набора ламинированных изображений облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия; набор картинок ламинированных безликих облаков (6 штук); набор ламинированных разрезанных картинок облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия; набор маркеров «пиши-стирай»; комплект авторских дидактических игр.
Актуальность: Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Ценность этих игр в том, что они помогают ребенку лучше понимать и описывать свое эмоциональное состояние, сравнивать свои эмоциональные ощущения с другими. Играя ребята научаться контролировать собственное настроение, что положительно повлияет на их взаимодействие с окружающем миром. Использование данного дидактического пособия позволяет развивать не только эмоциональную сферу, но и пространственное восприятие, мелкую моторику рук, познавательную и коммуникативную сферы, самостоятельную игровую деятельность детей. Диапазон игр, в которые можно играть с помощью набора картинок достаточно широк.
Новизна данного пособия заключается разработке авторских игр, с использованием авторских иллюстраций, которые ориентированы на коррекцию и развитие эмоциональной сферы.
Многофункциональность: дидактическое пособие «Облака эмоций»- многофункциональное, направленное на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяют учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. Оформление, мобильность дидактического пособия способствует повышению эффективности образовательного процесса, обеспечивают устойчивый интерес детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме. Можно использовать для игры с подгруппой и индивидуально.
Цель: развивать умение распознавать эмоции и изображать их.
Задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать индивидуально и в группе;
- привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека;
- обучение различению эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия) по его внешнему проявлению;
- развитие психических функций;
- развитие речи;
- развитие мелкой моторики.
Примечание: Пособие «Облака эмоций» может использоваться в образовательных учреждениях педагогами- психологами, воспитателями групп компенсирующей и общеразвивающей направленности.
Дидактическая игра №1
«Найди отличия»
Цели и задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать индивидуально и в группе;
- привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека;
- обучение различению эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия) по его внешнему проявлению;
- развитие психических функций;
- развитие речи.
Оборудование: набор картинок облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия (для педагога); набор. картинок облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия (для ребенка).
Описание игры:
Психолог показывает детям сначала картинку «Радостное облачко», затем «Грустное облачко». Дети называют эмоцию одного, потом другого облака. Психолог описывает эмоциональное состояние каждого облачка, учитывая изменения в выражении лица (глаза, брови, рот). Затем предлагает вниманию детей сравнить картинки с изображением радостного и грустного облака и найти отличия. Игра может продолжаться в сравнении с другими эмоциями (гнев и удивление, испуг и спокойствие).
Приложение№1
Дидактическая игра №2
«Найди пару»
Цели и задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать индивидуально и в группе;
- привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека;
- обучение различению эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия) по его внешнему проявлению;
- развитие психических функций;
- развитие речи.
Оборудование: набор картинок облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия (для педагога); набор. картинок облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия (для ребенка).
Описание игры:
Психолог раскладывает на столе картинки облаков с изображением пиктограмм различных эмоций. Затем раздает каждому ребенку по облачку. Дети рассматривают картинки, описывают эмоциональное состояние. Потом психолог просит найти облачко с таким же настроением среди других картинок, разложенных на столе. Игра может повторяться.
Приложение№2
Дидактическая игра №3
«Мое настроение»
Цели и задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать индивидуально и в группе;
- привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека;
- обучение различению эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия) по его внешнему проявлению;
- развитие психических функций;
- развитие речи.
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: набор картинок безликих облаков (6 штук); набор маркеров «пиши-стирай».
Описание игры:
Психолог предлагает детям вспомнить какие эмоции существуют и с какими они встречались (описывают свое настроение).
Затем психолог раздает безликие облака и маркеры, просит нарисовать на облаке свое настроение.
Приложение№3
Дидактическая игра №4
«Собери облачко»
Цели и задачи:
- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать индивидуально и в группе;
- привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека;
- обучение различению эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия) по его внешнему проявлению;
- развитие психических функций;
- развитие речи.
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: набор разрезанных картинок облаков с изображением эмоций радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия.
Описание игры:
Психолог на столе раскладывает разрезанные на две части облака (радости, грусти, гнева, удивления, испуга и спокойствия). Детям нужно собрать облачко из частей и назвать настроение. Можно играть на время.
Приложение№4