Раиса Михайловна Федоренко
Дидактическое пособие по развитию речи «Чудо-куб»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие, является актуальной задачей воспитания и образования. Основная общеобразовательная программа дошкольной организации является основой решения данной задачи в рамках детского сада. Самым эффективным методом воспитательно-образовательной работы является игра. В процессе игры ребенок свободно выражает свои представления, мысли и чувства.
Публикация «Дидактическое пособие по развитию речи „Чудо-куб“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2015
Анализируя показатели уровня развития речи детей, я поставила перед собой следующие задачу: больше уделять внимания индивидуальной работе по развитию речи, особенно с малоактивными детьми. С целью решения данной задачи я пополнила демонстрационный материал и обновила картотеку дидактических и словесных игр по всем разделам речевого развития дошкольников.
Одной из моих методических разработок является дидактическое пособие, которое я назвала «Чудо-куб». Данное пособие используется в непосредственно-образовательной деятельности, при решении задач индивидуального развития и в самостоятельной деятельности детей по развитию речи.
Пособие состоит из куба с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных, растений и т. д. Изображения съемные, они прикрепляются к кубу с помощью липучек. Задача ребенка – прикрепить картинки к граням куба в соответствии с заданием.
На гранях куба находятся игры, направленные на развитие фонематического слуха детей:
1.«Определи первый звук в слове». Цель: формирование умения определять первый звук в слове.
2.«Где находится звук в слове». Цель: упражнение детей в определении звука в слове (в начале, середине, конце).
3.«Найди свою картинку». Цель: дифференциация звуков [Л] – [Р] в словах.
4.«Раздели слово». Цель: формирование умения делить слова на слоги.
Игры, в которые можно играть с помощью дидактического пособия формируют лексико-грамматический строй дошкольников:
1.«Назови одним словом». Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.
2.«Подбери по цвету». Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.
3.«Наоборот». Цель: закрепление навыка подбора слов противоположного значения слова.
4.«Игры-загадки». Цель: расширение словаря прилагательными.
5.«Чего не стало?». Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания.
Использование дидактического пособия способствует развитию связной речи у детей. Для этого можно использовать следующие игры:
1.«Составление предложений». Цель: развитие связной речи, логического мышления.
2.«Где что находится». Цель: Развитие пространственных представлений, активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
В работе с дидактическим пособием я также использую игры и задания по формированию познавательных процессов:
1.«Разложи по местам». Цель: классификация предметов на основе различных семантических признаков.
2.«Что лишнее?». Цель: развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов.
3.«Что изменилось?». Цель: активизирование в речи детей предлогов.
Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4-7 лет.
Основные достоинства пособия :
• доступность материала для восприятия дошкольниками;
• мобильность;
• возможность замены учебного материала;
• кубы дают воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировки в пространстве, а также на автоматизацию звуков.