Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]

Галина Малышева
Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]

Поспорили однажды сова и цапля. Цапля утверждает, что слова «сова» и «цапля» начинаются на один и тот же звук, а сова не согласна с ней. Давайте поможем сове и цапле разобраться в этом.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков (с) и (ц) .

-Послушайте внимательно и скажите, с какого звука начинается слово «сова»?

-А с какого звука начинается слово «цапля»?

- Произнесите эти звуки «с», «з». давайте посмотрим, чем они похожи?

Когда мы произносим эти звуки, губы находятся в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка проходит воздушная струя.

- А теперь посмотрим, чем эти звуки отличаются. При произнесении звука «с» воздушная струя плавная, а при произнесении звука «ц»- отрывистая, толчкообразная.

Задание 2. Игра «Повтори за мной»

Сова с цаплей подружились, а звук «с» подружился со звуком «ц». И завели эти звуки хороводы из цепочек слогов:

ца-са-ца цо-со-цо ца-са-ца

са-ца-са со-цо-со сы-цы-сы

ас-ац-ас уц-ус-уц оц-ос-оц

ыц-ыс-ыц

Задание 3. Игра «Добавь слоги»

Сова и цапля несли нам слова со своими любимыми звуками, но слова по дороге рассыпались. Давайте поможем их собрать, будем добавлять слоги.

-ца или са: больни, ли, рукави, сини, пти, поло, ко, ро, ули…;

-цы или сы:бу…. леден, ве, пти, у, паль…;

-со или цо: коле, коль, ли, про…

Задание 4. Игра «Доскажи словечко».

Сова с цаплей принесли вам загадки, попробуй их отгадать, досказав словечко.

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу, хвост короче уха.

Кто же этот удалец, ну конечно (заяц).

При строительстве он нужен, с кирпичом и балкой дружен.

Как связующий момент, нужен печнику (цемент).

Там всегда веселье, смех, а артистов ждёт успех.

Там енот устал от стирки. Это может быть лишь в (цирке).

Приглашает всех ребят урожай отведать … (сад).

Два братишки-близнеца примостились у крыльца.

Их забыли, сняв с ноги. Что же это? (сапоги).

По ночам она не спит, очень зорко в даль глядит.

Словно тыква голова. Это хищная (сова).

Он весну встречает песней, нету песни той чудесней.

Лучший среди птиц певец. Называется … (скворец).

Все зовут её хитрющей, рыжей, хищной и жаднющей.

У неё есть хвост-краса. Имя же её (лиса).

Кочерыжка вся в листочках, словно бабушка в платочке.

Ты не съешь её без хруста, ведь на то она (капуста).

Задание 5. Игра «4 лишний».

Сова и цапля предлагают тебе внимательно послушать и сказать какое слово лишнее.

*сорока, ласточка, соловей, курица;

*блюдце, полотенце, сахарница, поднос;

* куница, лисица, овца, барсук.

Задание 6. Многократное повторение словосочетаний с четким проговариванием звуков: слезятся глаза, записывается песня, сломанная спица, узкое кольцо, садовый цветок, высокая лестница, вкусный голубец, ласковое солнце.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесением звуков:

СА – СА – СА – вот бежит лиса со – со- со - лиса катит колесо

Су – су – су – лиса живёт в норе, в лесу сы – сы – сы – у лисы усы

Ос – ос – ос – у Буратино острый нос ас – ас – ас – свежий квас

ус – ус – ус – у кваса кислый вкус ыс – ыс – ыс – старик пил кумыс

ис – ис – ис – сварили рис ЕС – ЕС – ЕС – сосновый лес

ёс – ёс – ёс – сварливый пёс со – со – со – у автобуса спустилось колесо

Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.

Цы - цы - цы - много корма у овцы.

Це - це - подошел пастух к овце.

Цу - цу - нужно гнать домой овцу.

Цо - цо - вот хозяйское крыльцо

Задание 8. Медленное и четкое произнесение предложений с контролем артикуляции.

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветёт акация.

Сеня пас овец.

Задание 9. Повторение скороговорок с четким произнесением звуков.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

Шелковое полотенце - на крыльце под дверцей.

Цокнул сзади конь копытцем,

Под копытцем пыль клубится.

Молодец у молодицы попросил воды напиться.

Из соседнего колодца

Целый день водица льется.

Скворцы и синицы - веселые птицы.

Стоит воз овса, возле воза - овца.

Задание 10. Пересказ.

“Наши друзья”

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы поедают листья. Деревце погибает. Насекомых поедают скворцы, синицы, дятлы, кукушки и другие птицы. Синицы, снегири и дятлы живут у нас и зимой. Для скворцов ребята делают скворечники. Прилетают весной скворцы, несут яйца, выводят птенцов. На полях скворцы истребляют саранчу и других насекомых. Они спасают посевы. Берегите птиц!

“Скворцы”

Весной прилетают с юга скворцы. Слава захотел, чтобы они поселились у него за окном. Он попросил папу помочь построить домик для скворцов. Вскоре скворечник был готов. Папа взял лестницу, забрался на высокую акацию и повесил скворечник. Скоро Слава увидел, что там поселилась семья скворцов. Потом у них появились птенцы. Скворцы целыми днями летали за гусеницами и кормили ими птенцов. Потом птенцы подросли и скворцы научили их летать.

Задание 11.

Пальчиковая гимнастика» Дорожка»

- представим, что наши пальчики – птицы, побежали по дорожке.

Задание 12. Работа в тетрадях «Графический диктант».

-я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

-звук С мы отметим длинной чертой, т. к произносится долго, протяжно

-звук ц – короткой чертой, т. к произносится быстро, отрывисто.

Например:

свет:

Цвет:

Слова: птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.

Публикации по теме:

Сценарий детской рок-оперы «Как мужик нарушил экологическое равновесие»Сценарий детской рок-оперы «Как мужик нарушил экологическое равновесие» Сценарий Действующие лица: Мужик, Сова, Корова, Шмель, Мышонок, Мыши-Цветы Картина 1: На переднем плане появляется Мужик, садится на стул,.

«Сказка про грибы». Сценарий праздника в средней группе «В гостях у тетушки совы». Совы встречает детей. Сова:здравствуйте,дорогие ребятишки! Дети:здравствуйте,тетушка Сова! Сова:А скажите мне,какое сейчас время года?.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Задания на дифференциацию звуков [с] и [ц]
Опубликовано: 10 января 2015 в 17:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

Конспект прогулки «Наблюдение за осенним тополем» в подготовительной группе
Цель: Продолжать знакомить детей с деревьями на территории детского сада. Задачи: Способствовать закреплению знаний о дереве тополь. Учить выделять...
Конспект итогового занятия по ФЭМП «Весёлая математика» подготовительная к школе группа
Цель: Закрепление и обобщение полученных знаний и умений за учебный год. Задачи: 1. Обобщить знания, полученные в течение года: закрепить счёт и порядок...
Развитие физических качеств дошкольников во время прогулки
Упражнения с использованием гимнастической скамей ки. «Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах...