Наталия Ларионова
Дифференциация звуков [с]-[з], [с’]-[з’] в начале и середине слова
▼ Скачать + Заказать документы
Всё чаще в моей практике стали встречаться дети с дефектом озвончения-это стойкие замены звонких согласных фонем парными глухими. При этом фонемы в каждой паре имеют одинаковый уклад артикуляционных органов, но различаются по участию голоса. По моим наблюдениям дефектам озвончения чаще подвергаются звуки Д, Г, З, Ж. Оглушение звонких согласных является следствием плохо дифференцированного слухового восприятия одинаковых по артикуляции фонем, произношение которых отличается лишь участием голоса. Ребенок не улавливает акустических различий, а потому смешивает звуки речи. При этом собственная артикуляция остается правильной. Дефект озвончения лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии. Коррекционная работа над дефектом озвончения начинается с постановки звука и обязательно дополняется тактильно-вибрационным контролем гортани. Отработка звуков идё т в такой последовательности: З, Ж, Д, Г. После автоматизации оглушаемых звуков осуществляется длительная работа над их дифференциацией. Проводя дифференциацию звуков С-З на последнем этапе, т. е. в связной речи, я использую двустишия и четверостишия, использовав слова-паронимы. Каждое двустишие объясняет значение схожих слов, тем самым предотвращая неправильное произношение. Эти стихи легки для запоминания и очень нравятся детям. Предлагаю их вашему вниманию:
Публикация «Дифференциация звуков [с]-[з], [с’]-[з’] в начале и середине слова» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
1. Вот на грядке растёт соя,
Поливает её Зоя.
2. На обед был вкусный суп. –
Доктор вылечил мне зуб.
3. Где укус – там сильный зуд. –
Закон нарушил – будет суд.
4. На теле сыпь, на море зыбь.
5. Буду огурцы солить,
Надо их водой залить.
6. В центре города собор,
А вокруг него забор.
7. Купил я в магазине сайку,
А в зоопарке видел зайку.
8. Сын Захар у тёти Зины
Сахар купит в магазине.
9. От предков нужен нам завет,
От близких и друзей – совет.
10. Надо с лестницы сойти,
Чтобы в гости к нам зайти.
11. Ты часы с моими сверь. –
В доме поселился зверь.
12. Слой земли сниму лопатой. –
Злой Барбос - наш пёс лохматый.
13. Воду в банку нужно слить. –
А собак опасно злить.
14. Дед Савелий на парад
Собирался с нами,
Чтоб помочь нам пронести
Боевое знамя.
15. Заплетает Лена косы. –
На лугу пасутся козы.
16. У норы сидит лиса. –
Лиза верит в чудеса.
17. Сима саночки взяла. –
На дворе сейчас зима.
18. Пальто на вешалке висит. –
Нам гости нанесли визит.
19. В магнитофоне есть кассета,
В почтовом ящике – газета.
20. Укатилась бусина под мою кровать. –
Прилетели бузину снегири клевать.