Айгуль Осипенко
Дипломная работа «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Дипломная работа "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО"
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическая часть. Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
1.1. Мелкая моторика (ММ)
Публикация «Дипломная работа „Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
1.2. Виды и техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста
Глава 2. Практическая часть. Исследование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
2.1. Основные нетрадиционные техники ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
2.2. Оценка нетрадиционные техники ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
Глава 3. Усовершенствование нетрадиционные техники ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
Список литературы
Введение
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является благоприятным условием для развития мелкой моторики (ММ) и творческих способностей. Объектом исследования является развитие мелкой моторики, средствами нетрадиционных техник (НТ) ИЗО деятельности.
Предмет исследования – НТ ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
Цель исследования: изучить НТ ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие исследовательские задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты нетрадиционных техники ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
2. Проанализировать НТ ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
3. Разработать рекомендации по совершенствованию НТ ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
Методы исследования. сбор, обобщение и систематизация информации использовались в 1 главе где были выявлены теоретические основы, анализ и синтез были основными методами во 2 главе. Сравнительный метод позволил выявить недостатки НТ ИЗО деятельности как условие развития ММ у детей 4-5 лет в ДОО и на этой основе нужно выработать предложение по усовершенствованию НТ ИЗО деятельности как условие развития ММ у детей 4-5 лет в ДОО в 3 главе.
Работа содержит введение (обоснование актуальности избранной темы, постановка целей и задачи исследования, основную часть (практический опыт, в заключительной части (рекомендации родителям, а также список использованных источников.
Эмпирическую базу исследования составили рассмотрение НТ ИЗО деятельности как условие развития ММ у детей 4-5 лет в ДОО с различных точек зрения, с теоретической и практической стороны, а также разработка рекомендаций по внедрению наиболее эффективному развитию мелкой моторики у детей в конкретном учреждении.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, 3 раздела и 4 подразделов в них, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, заключение, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическая часть. Значение развития ММ у детей дошкольного возраста.
1.1.Мелкая моторика (ММ) – это двигательная деятельность, которая обусловлена
скоординированной работой мелких мышц руки и глаза.
В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…»
У дошкольников уровень развития ММ влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий.
На основании Федерального закона были разработаны в ДОУ много интересных методов и приемов, в которых используются разнообразные стимулирующие материалы для решения проблемы у дошкольников, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Л. В. Фоминой на основе проведённых обследований большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Развитие ММ у детей как одно из средств развития речи предлагается давно. Изучив публикации о развитии ММ в работе с дошкольниками, выяснила, что во всех рекомендациях предлагается чаще включать комплексы игр и упражнений в педагогический процесс. Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогают развивать ММ рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.
1.2.Виды и техники нетрадиционного рисования для детей дошкольного возраста.
НТ ИЗО деятельности – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы. Система работы по использованию НТ рисования имеет следующую структуру.
Блок 1 - «Тактильное рисование»
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:«Оттиск печатками из подручных материалов
Блок 3 – «Использование смешанных техник»:
Глава 2. Практическая часть. Исследование НТ ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
2.1. Основные НТ ИЗО деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО
Известно, что ребенок хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно,поставить на бумагу кляксы и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т. д. Перечисленные ниже НТ позволяют получить желаемый результат. Основные НТ ИЗО деятельности используются в нашем детском саду.
В среднем возрасте ознакомили с более сложными техниками:оттиск поролоном;оттиск печатками из ластика;монотипия;восковые мелки + акварель;свеча + акварель;отпечатки листьев;рисунки из ладошки;кляксография предметная; волшебные веревочки.
В нашем детском саду была разработана дополнительная программа по НТ ИЗО деятельности «Академия творчества» и составлен перспективный план на год.
Перспективный план занятий по НТ ИЗО деятельности:
Октябрь
1. Тема:«Золотая осень». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
2. Тема:«Волшебный красочный букет» Техника: Печатание растений. Задачи: Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Материал: Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
3. Тема: «Феи- бабочки». Техника: Монотипия, обведение ладони и кулака. Задачи: Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Материал: Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.
4. Тема: «Осенние листья». Техника: Отпечаток листьев. Набрызг. Задачи: Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. Материал: Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
Ноябрь
1. Тема: «Еж-лесной житель». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Материал: Бумага, гуашь, жесткие кисти
2. Тема: «Черепашки». Техника: Аппликация из крупы. Задачи: Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость. Материал: Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.
3. Тема: «Путешествие перелетных птиц по небу». Техника: Рисование смятой бумагой. Задачи: Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Материал: Газета, листы бумаги, разноцветные краски.
4. Тема: «Любимые рыбки». Техника: Рисование гуашью по восковым мелкам. Задачи: Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Материал: Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти
Декабрь
1. «Снег кружится…». Техника: Оттиск печатками из салфетки. Задачи: Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Материал: Листы бумаги, цветные краски, салфетки
2. «Снежная семейка». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Материал: Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
3. Тема: «Елочка, елочка-колкая иголочка».Техника: Пластилинография. Мозаика из пластилина. Задачи: Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Материал: Рисунок с изображением елочки; пластилин.
4. Тема: «Елочка, елочка-колкая иголочка» (продолжение). Техника: Пластилинография.
Задачи: Продолжить мозаику из пластилина. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
Январь 1-2 праздники
3. Тема: «Дед Мороз- красный нос». Техника: Аппликация из ваты. Задачи: Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Материал: Цветной картон синего цвета (по количеству детей, комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
4. Тема: «Снегири».Техника: Комкование бумаги (скатывание).Задачи: Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкование бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Материал: Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
Февраль
1 Тема: «Зимние дни и вечера». Техника:Кляксография. Задачи: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Материал:Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
2. Тема: «Кого или что ты видишь?». Техника: Монотипия. Задачи: Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. Материал: Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки
3. Тема: «Подарок любимому папе». Техника: Разные техники. Задачи: Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации
4. Тема: «Подарок любимому папе» (продолжение). Техника: Разные техники. Задачи: Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Материал для аппликации
Март
1. Тема: «Цветы для мамы».Техника:Рисование ладошками. Задачи: Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Материал: Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2. «Какие краски несет весна?». Техника: Монотипия. Задачи: Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Материал: Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
3. «Два берега одной реки». Техника: Рисование по мокрому фону. Задачи: Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию.
Материал: Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.
4. Тема: «Путешествие в подводное царство». Техника: Рисование ладошками
Задачи: Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов.
Материал: Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
Апрель
1. Тема: «Мерцание звезд». Техника: Печать поролоном по трафарету; набрызг. Задачи: Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Материал: Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, поролон.
2. Тема: «Великая Пасха». Техника: Аппликация из салфеток. Задачи: Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Материал: Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.
3. Тема: «Одуванчики». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью. Задачи: Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Материал: Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.
4. Тема: «Дождливый день».Техника: Пластилинография. Задачи: Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. Материал: Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.
Май
2. Тема: «Помним и гордимся. Цветы к 9 мая». Техника: Пластилинография. Задачи: Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Материал: Открытки с цветами, картон, пластилин.
3. Тема: «Попугайчик». Техника: Рисование ладошками. Задачи: Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. Материал: Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.
4. Тема: «Когда деревья цветут». Техника: Смешанная техника. Задачи: Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Материал: Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.
2.2. Оценка НТ ИЗО деятельности как условие развития ММ у детей 4-5 лет в ДОО
Практическая значимость опыта работы состоит в том, что любой творческий педагог может использовать в своей работе, адаптировав содержание к условиям своего ДОУ. Данная работа позволит активно включать ребенка в исследовательскую деятельность, значительно повысит развивающий эффект, будет способствовать развитию его любознательности, всех видов восприятия (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, логического мышления, устойчивого внимания, развитию активной речи.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной,используя следующие формы работы:
совместная деятельность воспитателя с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Были использованы следующие методы:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы;
- анализ педагогического опыта;
- педагогическая диагностика детской ИЗО деятельности и развитие ММ рук детей дошкольного возраста.
Глава 3. Усовершенствование НТ ИЗО деятельности как условие развития ММ у детей 4-5 лет в ДОО
Проанализировав практическую часть данной работы которая проводится в нашем дошкольном учреждении можно сделать вывод из перечисленных НТ ИЗО деятельности выполняются не в полном объеме, так как дополнительные занятия проводятся один раз в неделю (четверг) и занимает 20 – 25 минут, посредством НТ ИЗО деятельности и изучив научно-методическую, художественную литературу по данной теме, практические и теоретические сведения о развитии ММ у детей дошкольного возраста средствами НТ ИЗО деятельности, были намечены этапы по усовершенствованию работы с детьми для развития ММ посредством НТ ИЗО деятельности.
Содержание и этапы деятельности
Подготовительный этап:Подбор и изучение методической литературы, познавательной, художественной литературы
Подготовка материала и оборудования по теме «НТ ИЗО деятельности как условие развития ММ у детей 4-5 лет в ДОО»
Создание предметно–пространственной развивающей среды в группе
Разработка перспективного планирования по НТ ИЗО деятельности для средней группы. Знакомство и обучение НТ ИЗО деятельности, ознакомление с различными средствами выразительности
Основной этап:Беседы, наблюдения;дидактические игры;пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;физкультминутки;игры и упражнения развивающие ММ рук;НОД;чтение художественной литературы;рассматривание картин, иллюстраций;работа по взаимодействию с семьей;проводить данные занятия с использованием природного материала с пластилином на прогулке (создание коллективных композиций);проводить мониторинг по НТ ИЗО деятельности.
Результативный этап:
Организация итоговой педагогической диагностики
Семинар-практикум для родителей и педагогов
Выставка детских работ в различных техниках между группами ДОУ
Условия реализации данной работы:
1. Выбор педагогических воздействий.
2. Создание развивающей среды.
3. Создание системы деятельности.
Реализация работы выстроена на следующих принципах:
· учёта возрастных особенностей;
· индивидуального подхода;
· интеграции;
· координации деятельности педагогов;
· преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи.
При реализации работы с детьми были использованы следующие подходы:
– в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных, художественных навыков, развивается диалогическая речь;
–совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;
– у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с художественным творчеством и т. д.
Выводы:
1. Нестандартные подходы к организации ИЗО деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
2. Детское творчество должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
3.НТ ИЗО деятельности развивает мелкую моторику и раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.
Интернет источники:
1.http://www.consultant.ru/docuent/cons_doc_LAW_140174/
2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/
2.http://ped-kopilka.ru/blogs/
elena-aleksandrovna-drankova/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-melkoi-motoriki-ruki.html (дата обращения 25.07.2016 г.)
Список используемой литературы
1. Белобрыкина Н. А. Маленький художник, или на пути к творчеству. Новосибирск: Гос. Пед. Институт. 2007 — 593с
2. Романова В. Я. Психология индивидуальных различий. 2009 -720с.
3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Детский сад: день за днем. Учебное пособие. 2010 — 361с.
4. Казакова Т. Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности. -М. : Просвещение, 1996159с.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования
6. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, занятия, планирование. 2008 — 264с.
7. Гаврина С. Г. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. — Ярославль, 2008 — 381с.
8. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. -Москва. : Просвещение, 1991. -256с. Ветлугина Н. А.
9. Художественное творчество в детском саду. -М. : Просвещение, 1974. -217с.
10. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание. -2005. -№2. -С. 8087
11. Мелик-Пашаев, Новлянская. Ступени творчества. — М., 1987
12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М. : Педагогика, 1981. -274с.
13. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2008
14. Погодина С. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества, Москва, Издательский центр академия 2011
15. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. -М. : Педагогика, 1988. -176с.
16. Художественное творчество и ребенок. Монография. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., «Педагогика», 1972. -220с.