Лучший педагог года

Организация как функция управления образовательной системой

Лариса Яковлева
Организация как функция управления образовательной системой

I.Организация как функция управления

1.1Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Основная задача организации — предотвращать отклонения от целей управления путем передачи информации и обеспечения ее адекватного восприятия.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Публикация «Организация как функция управления образовательной системой» размещена в разделах

Управление — это элемент функции организованных систем различной природы, обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализация программ и целей.

В процессе управления выделяют 4 вида деятельности:

Планирование (вид деятельности руководителя по разработке и принятию развернутого управленческого решения на основе анализа среды);

Организация (вид деятельности руководителя по определению объема работы, дроблению ее на участки, координации усилий сотрудников);

Мотивация (вид деятельности руководителя по побуждению сотрудников к достижению цели);

Контроль (вид деятельности руководителя по установлению стандартов, измерению и сравнению с ними достигнутого, принятия корректирующего действия).

Систему, где присутствует управление, можно разделить на две подсистемы : управляющую и управляемую. Две системы взаимодействуют между собой — обмениваются информацией. Орган управления, получив информацию о деятельности управляемой подсистемы, выдает потом иную информацию, переработанную. Таким образом управление как процесс по форме является сбором, переработкой и выдачей информации. Причем этот процесс является циклическим. Управленческий цикл предполагает повторяемость действий, но не информации. В рамках информационного подхода под функцией управления понимают звенья управленческого цикла или действия субъекта управления, соответствующие сменяющимся стадиям обработки информации :

К (контроль сбор информации) – А (анализ выделение причинно-следственных связей)

Ц (цели принятие управленческих решений, стратегическое планирование) -

П (планирование разработка конкретной программы) - О (организация предотвращение отклонений от курса путем передачи информации.

В этом цикле нельзя убрать ни один компонент, все взаимосвязано.

Организация как функция управления может быть представлена как поток информации от управляющей подсистемы к управляемой, а потому основными механизмами реализации этой функции является информирование работников, их инструктаж, регламентирование деятельности, обеспечение четкого понимания педагогами общих и непосредственно их задач.

При организации передачи информации руководитель должен учитывать:

-Особенности восприятия информации субъектом — приемником;

-Особенности объекта коммуникации (информации);

-Особенности субъекта — источника.

Иными словами, в процессе организации важно обеспечить восприятие информации.

1.2. Соотношение регулирования и других функций управления

Качество построения и осуществления всех функций управления — целеполагание,

1

планирование, организация, контроль, анализ — самым существенным образом влияют на необходимость осуществления коррекции деятельности управляемой подсистемой, т. е. чем лучше организована работа педагогического коллектива, тем меньше усилий приходится тратить на регулирование и корректирование.

Данная функция отражает динамику процессов в системе и представляет собой вложенные в основной цикл меньшие управленческие циклы : получая информацию об отклонениях от целей управления и анализируя ее, руководитель не ждет начала нового управленческого цикла, чтобы откорректировать, если это необходимо, цели, заново спланировать и организовать работу - чаще всего он вмешивается в деятельность, чтобы устранить отклонения. Необходимость вмешательства зачастую вызвана недостатками в самой управленческой деятельности, однако, даже в случае безошибочного осуществления предыдущих функций управления, жизнь все равно требует внесения определенных корректив в деятельность.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система, характеризуется стремлением к организации, направляемой деятельностью педагогов, с другой стороны к дезорганизации, в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы. Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления. Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы. Изменяющийся уровень профессионально - педагогической культуры педагогов, изменение ценностных ориентаций и многое другое, требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа.

1.3. Соотношение организации и регулирования как функций управления.

Регулирование и организация взаимозависимы друг от друга, так как главная задача функции организации - предотвратить возможные отклонения от целей управления, а регулирования - исправить уже возникшие отклонения. Не случайно то, что инструментами регулирования и корригирования являются, как в случае организации, регламентация деятельности исполнителей. Другое дело, что доведение необходимой для целесообразного построения деятельности исполнителей информации и обеспечение ее восприятия работниками на этапе организации могут в значительной степени снизить количество отклонений и соответственно новой передачи практически той же информации (теперь уже имеющий характер корректирующей).

Таким образом, потребность в коррекции обратна качеству организации (при условии качественного целеполагания и планирования).

II.Организаторская роль руководителя

Руководитель - должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Работа руководителя с людьми — это управление отдельными лицами и небольшими группами в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений.

Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Классификация ролей в рамках трех крупных категорий:

1. Межличностная роль - вытекает из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывает сферу его взаимодействий с людьми. Руководитель способен играть роль, связанную с принятием решений: распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации, ведение переговоров от имени организации.

2. Информационная роль - сбор разнообразной информации (в основном текущей) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3. Роль по принятию решений - определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, руководитель отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации, представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Роли взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Руководитель — лидер (ведущий, первый, идущий вперед) - лицо в какой либо группе (организации, пользующееся большим, признанным авторитетом,

обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Основная задача руководителя — повышение качества жизнедеятельности организации, систематическое наблюдение, анализ поведения персонала, направление на дальнейшее развитие организации в условиях изменяющейся среды.

Важна социально - психологическая компетентность руководителя, компонент его эмоционального интеллекта, саногенное (позитивное) социальное мышление.

Формула успешного руководителя = стратегия (35%)+команда (40%)+контроль(25%)

Важны постановка задачи, ориентир на результат, получение обратной связи (понимание, принятие информации, требования к персоналу.

Публикации по теме:

Пульт управления космическим полетом.Пульт управления космическим полетом. Дети с большим удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Игра становится еще интереснее при внесении в нее.

Удачу не принесут люди или обстоятельства Посмотри на людей вокруг себя. Они умеют делать всё, но не умеют единственного- достигать своих целей. А как они относятся друг к другу?.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация как функция управления образовательной системой
Опубликовано: 13 января 2014 в 14:39
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД