Приложение МААМ

Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости»

Елена Сызранцева
Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости»
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Сызранцева Елена Евсеевна

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ-детский сад "Берёзка" р. п. Лысые Горы,Лысогорский район, Саратовская область. 2017год

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" заложены следующие основные принципы:

Публикация «Дистанционная педконференция, Методические рекомендации по использованию педтехнологии „Методы выявления детской одарённости“» размещена в разделах

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида.

Невозможность воспитания и обучения будущего члена современного общества на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. Особую важность имеет характер реализации этой стратегии применительно к обучению и воспитанию одаренных детей, как одной из категорий детей.

Проблемой одаренности занимались многие выдающиеся ученые прошлого (Платон, Аристотель, Кант, А. Бине и др.) и настоящего (Р. Стренберг, Е. Григоренко, В. И. Панов и др.). Все исследования указывают на то, что одаренность - это генетически обусловленный компонент и высокий уровень развития каких-либо способностей человека, который взначительной мере определяется как результат и темп его развития.

Развить одаренность у детей дошкольного возраста можно при использовании различных форм и методов работы.

Использованы следующие методы работы :

-Теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психолого-педагогической литературе и нормативных документах; прогнозирование и систематизация.

-Эмпирические: тестирование, наблюдение, эксперимент.

-Методы обработки результатов: математико-статистическое представление экспериментальных данных.

Методы выявления одаренных детей

Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики.

Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.

Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализе её результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео- и теле передач.

Проективные методы предполагают применение специалистам и психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребёнка.

Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:

-Методика «интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

-Шкала интеллекта Стенфорд — Бине. Разработана для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста. Цель — получить единый показатель, характеризующий общее интеллектуальное развитие индивида.

-Векслеровская шкала интеллекта. Включает как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия); предназначена для определения умственной отсталости.

-Интеллектуальный тест Слоссона на основе данных о словарном

запасе, вербальных и математических суждениях, памяти.

-Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

-Кауфмановская оценочная батарея тестов дает две глобальные оценки — умственных процессов и достижений.

-Шкала детских способностей Маккарти даёт обобщённую оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).

-Тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное, как правило, число решений (в отличие от тестов интеллекта, — тесты Э. Л. Торренса, П. Роршаха и др.

-Тесты Г. Айзенка применяются чаще для самодиагностики.

-Школьный тест умственного развития (ШТУР К М. Гуревича).

-Прогрессивные матрицы (Дж. Равен). Методика Дж. Равенна очень популярна у психологов разных стран. Одна из важных особенностей этой методики - независимость оценки эффективности умственной деятельности от влияния культуры. Методика не проверяет, как предыдущая, осведомленность человека, его способность оперировать цифрами или словами. Она направлена только на выявление его мыслительных способностей.

-Методика оценки общей одаренности. Методика адресована родителям (может также применяться педагогами.). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

Оценка по интеллектуальным тестам дополняется наблюдениями, беседами, опросами, тренинговыми методами и др. Используется проведение педагогического консилиума для определения учебных возможностей ученика (по Ю. К. Бабанскому).

В начале прошлого века были разработаны способы определения уровня умственного развития (Ж. Бине, А. Стенфорд). Детям разного возраста предлагали краткие стандартизованные задания (тесты) разной степени сложности – для каждого возраста подбирался свой набор тестов.

Их выполнение оценивалось в баллах. Умственный уровень ребёнком определялся по тому, задания для какого возраста оказывались ему посильны. Индивидуальный умственный уровень и могут не соответствовать возрасту, например ребёнок четырём и мог обнаруживать такое умственное развитие, как если бы ему было пять, или шесть, или больше лет. Соотношение между обнаруженным у ребёнка умственным уровнем и тем уровнем, который соответствовал бы его возрасту, позволяем говорить о степени опережения (или отставания) в умственном развитии.

Одарённые дети (вундеркинды, незаурядные) отличаются:

-способностью быстро схватывать смысл понятий и принципов, сосредоточиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;

-необычайной познавательной активностью;

-ранним интересом к проблемам мироздания судьбе;

-не насыщаемой потребностью в деятельности;

-выраженностью интересов и склонностей;

-увлечением определёнными видами деятельности;

-творческими достижениями в раннем возрасте;

-получением удовольствия от деятельности.

Но практика показывает, что одарё нность часто сопровождается нежелательными проявлениями:

-отсутствием уважения к условностям и авторитетам;

-непредсказуемостью поступков;

-неприятием, социальной изоляцией их сверстниками;

-появлением эгоистических черт, звёздной болезни и т. п. ;

-дисинхронией развития;

-большой независимостью суждений;

-обеспокоенностью, тревожностью из-за непохожести на сверстников. Итак, диагностика одаренности детей - особая, достаточно сложная

область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального педагога.

Проблема одаренности интересовала многих ученых на протяжении многих столетий. Разработка системы психологических, дидактических и психологопедагогических методов и учебных материалов по теории и практике работы с разными категориями одаренных детей в образовательных учреждениях сегодня осуществляется с использованием психологических закономерностей развития ребенка в качестве исходной основы построения учебно- воспитательного процесса и образовательной среды в целом.

Особая роль в образовательном процессе в условиях ДОУ требует от педагога особого таланта и мастерства в работе с одаренными детьми. Проблема изучения предпосылок развития общей одаренности является фундаментом для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но и так, же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности. Психолого-педагогическая деятельность должна быть направлена на исследование предпосылок правильного и максимального развития одаренного ребенка, что представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу человечества.

Деятельность педагога является многоплановой, его функции разнообразны и опираются на различные области научного познания.

Список использованной литературы :

1. Кащенко В. П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников. / Антологич. пед. мысли России втор. Пол. XIX-нач. XX в. - М., 1990.

2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников : Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Изд. центр «Академия», 2000. - 320с.

3. Лейтес Н. С. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. П. Панова. М., 1997.

4. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1997.

5. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М. : Академический проект, 2001.

6. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль. 2002.

7. Савенков А. И. Детская одаренность. -М., 2009.

8. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2000.-232с.

9. Холер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. Современные концепции одаренности и творчества. - М., 1998.

Публикации по теме:

Проблемы выявления одарённости у детей дошкольного возраста (из личного опыта) Актуальность изучения проблемы одарённости обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной.

Рекомендации по использованию дистанционного урока по обществознанию в 11 классе Данный дистанционный урок – по предмету «Обществознание», 11 класс, по форме – урок-лекция, по типу – урок изучения нового материала. Урок.

Конспект НОД «Обобщение знаний (методические приемы и методы ФЭМП в подготовительной группе)» Программное содержание: Обучающие задачи: 1. Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации для воспитателей по использованию техники декупаж Методические рекомендации для педагогов воспитателя Халитовой А. Х. МБДОУ "Подольский детский сад" Оренбургской области Красногвардейского.

Методические рекомендации по использованию игровых форм работы на уроках математики в 10–11 классах Игровые формы работы на уроках математики по закреплению изученного материала 1.1. Методика подготовки и проведения урока закрепления Принцип.

Методические рекомендации по использованию сухого бассейна Сухой бассейн - это своего рода манеж с большим числом мягких пластмассовых шариков внутри, в которых находится воздух, являющихся безопасной.

Методические рекомендации по оформлению проекта Методические рекомендации по оформлению проекта 1. Титульный лист: аббревиатура ДОУ, тема проекта, вид и тип проекта, сроки реализации.

Методические рекомендации по здоровьесбережению МАДОУ «Детский сад «Белочка» села Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области» Методические рекомендации «Сохранение.

Развитие детской одарённости через обучение игре на детских музыкальных инструментах Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости»
Опубликовано: 28 июня 2017 в 16:53
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сызранцева (УИ 29705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД