Елена Сызранцева
Дистанционная педконференция. Методические рекомендации по использованию педтехнологии «Методы выявления детской одарённости»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Сызранцева Елена Евсеевна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ-детский сад "Берёзка" р. п. Лысые Горы,Лысогорский район, Саратовская область. 2017год
МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" заложены следующие основные принципы:
Публикация «Дистанционная педконференция, Методические рекомендации по использованию педтехнологии „Методы выявления детской одарённости“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2017
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
В последнее время на уровне философии образования все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида.
Невозможность воспитания и обучения будущего члена современного общества на общем «образовательном конвейере» все более осознается и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. Особую важность имеет характер реализации этой стратегии применительно к обучению и воспитанию одаренных детей, как одной из категорий детей.
Проблемой одаренности занимались многие выдающиеся ученые прошлого (Платон, Аристотель, Кант, А. Бине и др.) и настоящего (Р. Стренберг, Е. Григоренко, В. И. Панов и др.). Все исследования указывают на то, что одаренность - это генетически обусловленный компонент и высокий уровень развития каких-либо способностей человека, который взначительной мере определяется как результат и темп его развития.
Развить одаренность у детей дошкольного возраста можно при использовании различных форм и методов работы.
Использованы следующие методы работы :
-Теоретические: анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в психолого-педагогической литературе и нормативных документах; прогнозирование и систематизация.
-Эмпирические: тестирование, наблюдение, эксперимент.
-Методы обработки результатов: математико-статистическое представление экспериментальных данных.
Методы выявления одаренных детей
Для выявления повышенных способностей ребёнка используются различные методы и методики.
Прямые методы изучения интересов основаны на анализе высказываний детей, самооценке ими своих данных по различным тестам, анкетам и опросникам.
Косвенные методы представляют наблюдения за деятельностью детей, анализе её результатов, изучение их непосредственных занятий при проведении досуга, предпочтении в чтении и слушании литературной тематики, видео- и теле передач.
Проективные методы предполагают применение специалистам и психологами специальных тестов-заданий, по выполнению которых судят о различных качествах личности ребёнка.
Среди наиболее известных в международной практике стандартных интеллектуальных тестов можно отметить следующие:
-Методика «интеллектуальный портрет». Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь им систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, характеризуют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
-Шкала интеллекта Стенфорд — Бине. Разработана для тестирования детей начиная с двухлетнего возраста. Цель — получить единый показатель, характеризующий общее интеллектуальное развитие индивида.
-Векслеровская шкала интеллекта. Включает как вербальные, так и невербальные субтесты (вербальную шкалу и шкалу действия); предназначена для определения умственной отсталости.
-Интеллектуальный тест Слоссона на основе данных о словарном
запасе, вербальных и математических суждениях, памяти.
-Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
-Кауфмановская оценочная батарея тестов дает две глобальные оценки — умственных процессов и достижений.
-Шкала детских способностей Маккарти даёт обобщённую оценку (общий когнитивный индекс) и пять субоценок (для вербальных, перцептивных, вычислительных и моторных способностей, а также памяти).
-Тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого-то одного правильного решения и допускают неограниченное, как правило, число решений (в отличие от тестов интеллекта, — тесты Э. Л. Торренса, П. Роршаха и др.
-Тесты Г. Айзенка применяются чаще для самодиагностики.
-Школьный тест умственного развития (ШТУР К М. Гуревича).
-Прогрессивные матрицы (Дж. Равен). Методика Дж. Равенна очень популярна у психологов разных стран. Одна из важных особенностей этой методики - независимость оценки эффективности умственной деятельности от влияния культуры. Методика не проверяет, как предыдущая, осведомленность человека, его способность оперировать цифрами или словами. Она направлена только на выявление его мыслительных способностей.
-Методика оценки общей одаренности. Методика адресована родителям (может также применяться педагогами.). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.
Оценка по интеллектуальным тестам дополняется наблюдениями, беседами, опросами, тренинговыми методами и др. Используется проведение педагогического консилиума для определения учебных возможностей ученика (по Ю. К. Бабанскому).
В начале прошлого века были разработаны способы определения уровня умственного развития (Ж. Бине, А. Стенфорд). Детям разного возраста предлагали краткие стандартизованные задания (тесты) разной степени сложности – для каждого возраста подбирался свой набор тестов.
Их выполнение оценивалось в баллах. Умственный уровень ребёнком определялся по тому, задания для какого возраста оказывались ему посильны. Индивидуальный умственный уровень и могут не соответствовать возрасту, например ребёнок четырём и мог обнаруживать такое умственное развитие, как если бы ему было пять, или шесть, или больше лет. Соотношение между обнаруженным у ребёнка умственным уровнем и тем уровнем, который соответствовал бы его возрасту, позволяем говорить о степени опережения (или отставания) в умственном развитии.
Одарённые дети (вундеркинды, незаурядные) отличаются:
-способностью быстро схватывать смысл понятий и принципов, сосредоточиваться на интересующих их материалах, подмечать, рассуждать, выдвигать объяснения;
-необычайной познавательной активностью;
-ранним интересом к проблемам мироздания судьбе;
-не насыщаемой потребностью в деятельности;
-выраженностью интересов и склонностей;
-увлечением определёнными видами деятельности;
-творческими достижениями в раннем возрасте;
-получением удовольствия от деятельности.
Но практика показывает, что одарё нность часто сопровождается нежелательными проявлениями:
-отсутствием уважения к условностям и авторитетам;
-непредсказуемостью поступков;
-неприятием, социальной изоляцией их сверстниками;
-появлением эгоистических черт, звёздной болезни и т. п. ;
-дисинхронией развития;
-большой независимостью суждений;
-обеспокоенностью, тревожностью из-за непохожести на сверстников. Итак, диагностика одаренности детей - особая, достаточно сложная
область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки. Совокупность всех знаний, умений и навыков, которыми должен владеть профессионал в этой области, настолько обширна, а сами знания, умения и навыки настолько сложны, что диагностику необходимо рассматривать как особую технологию в деятельности социального педагога.
Проблема одаренности интересовала многих ученых на протяжении многих столетий. Разработка системы психологических, дидактических и психологопедагогических методов и учебных материалов по теории и практике работы с разными категориями одаренных детей в образовательных учреждениях сегодня осуществляется с использованием психологических закономерностей развития ребенка в качестве исходной основы построения учебно- воспитательного процесса и образовательной среды в целом.
Особая роль в образовательном процессе в условиях ДОУ требует от педагога особого таланта и мастерства в работе с одаренными детьми. Проблема изучения предпосылок развития общей одаренности является фундаментом для дальнейшей разработки не только методик диагностики и прогнозирования развития, но и так, же и целей, принципов, содержания, форм и методов образовательной деятельности. Психолого-педагогическая деятельность должна быть направлена на исследование предпосылок правильного и максимального развития одаренного ребенка, что представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу человечества.
Деятельность педагога является многоплановой, его функции разнообразны и опираются на различные области научного познания.
Список использованной литературы :
1. Кащенко В. П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников. / Антологич. пед. мысли России втор. Пол. XIX-нач. XX в. - М., 1990.
2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников : Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М: Изд. центр «Академия», 2000. - 320с.
3. Лейтес Н. С. Индивидуальное и возрастное в детской одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой, В. П. Панова. М., 1997.
4. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1997.
5. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М. : Академический проект, 2001.
6. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль. 2002.
7. Савенков А. И. Детская одаренность. -М., 2009.
8. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр «Академия», 2000.-232с.
9. Холер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. Современные концепции одаренности и творчества. - М., 1998.