Лучший педагог года

Дизайн-проект «Группа моей мечты»

ОЛЬГА ЧЕРЕМУХИНА
Дизайн-проект «Группа моей мечты»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Зюкайский детский сад №3»

Дизайнпроект развивающей среды

«Группа моей мечты»

Выполнили:

Гринькова Ольга Валентиновна

Пинаева Наталья Анатольевна

2014 г.

Тип: педагогический

Участники: педагоги, родители, дети.

Целевая группа : дети старшей группы «А»

Объект: предметно пространственная среда

Публикация «Дизайн-проект „Группа моей мечты“» размещена в разделах

Предмет: самостоятельная деятельность детей

Сроки реализации проекта: сентябрь - май

Масштаб: долгосрочный.

Актуальность

Вопрос организации предметно-развивающей среды группы ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, одним из условий реализации ФГОС являются требования к развивающей предметно – пространственной среде, где четко обозначено, что развивающая предметно – пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, учитывать возрастные особенности детей, тем более, что ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении.

В возрасте 5-6 лет происходят изменения в представлении ребенка о себе, дети в большей мере ориентированы на сверстников. К пяти годам дети обладают большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением. Ребенок этого возраста способен решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей, что тоже необходимо учитывать в проектировании развивающей среды в старшей группе, соответственно должно усложниться игровое пространство.

1) Организация развивающей предметно – пространственной среды группы в условиях ФГОС предполагает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности, двигательной активности детей, а также возможность уединения. Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. родителями.

Создание предметно развивающей среды – процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям. Предметно пространственная среда в группе должна ориентироваться на зону ближайшего развития, т. е. содержать предметы и материалы знакомые и совсем незнакомые. Значительное место в развивающей среде должно отводиться её наполнению. Предметный мир группы должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной, разноплановой деятельности.

Создание развивающего пространства и свободной деятельности детей позволяет включать ребенка в процесс исследования, а не получение ими готовых знаний и обеспечение вариативности дошкольной ступени образования, переход на личностно – ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.

В связи с этим, нами был проведен анализ организации развивающего пространства в старшей группе «А» «почемучки».

В результате аналитической деятельности обозначился ряд проблем:

- развивающая среда не совсем соответствует возрасту (осталась от предыдущей подготовительной группы);

- центр экспериментирования не полный;

- отсутствуют материалы для ручного труда;

-в центре музыкально – театральной деятельности нет «музыкальной» составляющей;

-в центре сюжетно – ролевых игр недостаточно атрибутов;

- отсутствует уголок уединения, отдыха;

- не отведено место для хранения личных вещей детей;

- центры деятельности, места хранения материалов не обозначены соответствующими знаками;

- в центре строительно – конструктивных игр отсутствуют схемы, планы.

- не учтены гендерные особенности группы (7 мальчиков и 15 девочек).

- невостребованность центра экспериментирования и неполное использование предметов и материалов центра творчества. Развивающая среда является таковой, если задействована детьми в полной мере.

Противоречия:

Необходимость самостоятельного получения знаний и навыков и низкая познавательная активность детей в некоторых центрах.

Создание комфортной развивающей среды и несоответствие требованиям ФГОС.

Учет ведущих видов деятельности и однообразие, бедность развивающей предметно – пространственной среды.

Цель проекта: создание современной предметно – пространственной среды в старшей группе «Почемучки» в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи:

1) Проанализировать состояние развивающей среды на соответствие требованиям ФГОС.

2) Привлечь родителей и детей к активному участию в преобразовании развивающей предметно – пространственной среды.

3) Модернизация пространства группы.

4) Повысить степень активности детей в центрах в самостоятельной деятельности.

5) Способствовать развитию партнерских отношений между воспитателями, детьми и родителями.

Гипотеза: РППС, соответствующая требованиям, способствует развитию у детей интегративных качеств в процессе самостоятельной деятельности, интересна им.

Ожидаемый результат: создание окружающего пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Высокая степень активности в каждом из центров. Соответствие требованиям ФГОС.

Этапы проекта:

1 этап 2 этап 3 этап 4 этап

цель Создание условий для успешной реализации проекта Планирование работы Реализация плана проекта Анализ результатов, определение перспектив

Планируемые результаты 1)смотивированный коллектив родителей и детей

2) Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС

3) Повышение педагогической компетенции

1) план по реализации дизайн –проекта.

1) Развивающая предметно – пространственная среда, соответствующая требованиям ФГОС.

План работы по обогащению, коррекции развивающей среды в условиях подготовительной группы

сроки Сентябрь -октябрь ноябрь май

май

План реализации проекта

мероприятие срок ответственный

1 этап

1) Изучение литературы, санитарно – технических норм и требований;

2) Анализ развивающей предметно – пространственной среды на соответствие ФГОС;

3) Опрос детей;

4) Проектная деятельность родителей и детей. Сентябрь

октябрь Воспитатели

родители

2 этап

1) разработка дизайн – проекта оформления групповой комнаты, спальни, других помещений группы «Почемучки» как единого пространства; ноябрь воспитатели

3 этап

1) модернизация центра конструирования и строительных игр, безопасности – «Школа Аркадия Паровозова»;

2) модернизация центра сюжетно – ролевых игр: дополнить атрибутами «салон красоты». «магазин», «больница»; оформить сюжетно – ролевую игру «театр». Сделать маркеры.

Выполнить пожелания девочек - приобрести шкафчик для кукольной одежды, пожелания мальчиков - сделать макет аквариума.

3) Модернизация центра творчества:

Дополнить материалами для ручного труда, сделать столик для песочной анимации, изменить цветовую гамму полочек, приобрести новый шкафчик.

4) модернизация центра математики: дополнения, ориентируясь на усвоение программы детьми, приобрести развивающие игры.

5) Создание уголка уединения

6) Модернизация приемной: приобрести диванчик. Оформить стенд «звезда дня».

7) В групповую приобрести новый ковер, учебную доску.

8) Модернизация центра двигательной активности в спальной «Школа чемпионов».

9) Задействовать умывальную: оформить огород на окне, приобрести оборудование для «грязных» игр с песком и водой

10) пополнить библиотеку новыми книгами, энциклопедиями, переименовать центр книги и подготовки к обучению грамоте в центр «У тетушки совы».

11) Модернизация спальни: приобрести темные шторы, новые покрывала с накидками для подушек. Выполнить просьбу девочек и повесить в спальной зеркало.

12) Пополнение «Лаборатории Почемучки» новыми материалами, образцами, коллекциями, схемами, фотографиями природных явлений и т. д. Создать картотеку проблемных ситуаций.

Ноябрь

Декабрь

Январь

В течение года

Декабрь

Декабрь

По возможности

Февраль

Март

Январь

По возможности

В течение года Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Родители

Администрация

Воспитатели

Администрация

Воспитатели

Воспитатели

администрация

администрация

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Администрация

Воспитатели

родители

4 этап

Анализ результатов деятельности.

Выявление достоинств и недостатков проекта.

Обобщение опыта

Трансляция опыта работы.

Планирование работы на следующий год. май воспитатели

1 этап. Задачи: заинтересовать и увлечь детей и их родителей ролью дизайнеров. Создание условий для успешной реализации проекта. Опрос детей выявил, что детям старшей группы нравиться играть в кукольном уголке, в парикмахерскую, в больницу, смотреть книги, Играть конструктором. Но им хотелось бы поменять местами диван и кухню. В спальню повесить зеркало, добавить книжки, новое лего, повесить светильник в группе, завести живой уголок. В своем проекте мы постарались по возможности эти пожелания учесть.

Таким образом, были определены главные вопросы: что нам нужно поменять и чего хотят сами дети.

Развивающая предметно – пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам : конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и при этом не мешая друг другу. Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

2 этап. Формирование проблемы, цели, задач проекта. Разработка эскизов.

3 этап. Практическая реализация проекта.

4 этап. Подведение итогов.

Таким образом, продуманная, насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Поэтому создание развивающей среды,соответствующей интересам детей, требованиям времени и т. д., процесс бесконечный.

Возможные риски:

1. Недостаточное финансирование.

2. Разногласия с администрацией в вопросах необходимости того или иного оборудования.

3. Возможна небольшая корректировка в плане модернизации в связи с изменением собственных взглядов.

Критерии оценки эффективности дизайн - проекта

критерии показатели

Степень востребованности центров детьми В центре творчества дети используют разные изобразительные средства;

Используют материалы для ручного труда для изготовления поделок.

В центре познания («Лаборатория почемучки») проводят несложные эксперименты, определяют свойства различных материалов, задают вопросы познавательного характера;

Играют в развивающие игры;

В центре строительных игр пользуются схемами при изготовлении построек,используют предметы – заместители.

В центре книги («У тетушки совы») проявляют интерес к книге, букве.

В центре музыкально – театральном ставят несложные театральные постановки.

В сюжетно – ролевой игре дети проявляют творчество при изготовлении необходимых атрибутов к игре.

Соответствие ФГОС ДО Отсутствие конфликтов в группе;

Ребенок с удовольствием идет в детский сад;

Богатство впечатлений у ребенка, которыми он делится с родителями.

Выполнение программы «Детство» Показатели мониторинга

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт.

2. Курсовая подготовка «ФГОС ДО в практику работы дошкольной образовательной организации»

Любимова Л. В.

Графская Т. А.

Меньшикова О. А.

Публикации по теме:

«Автомобиль моей мечты». Художественное творчество детей (фотоотчёт)«Автомобиль моей мечты». Художественное творчество детей (фотоотчёт) Дети нашего детского сада вот уже второй раз принимают участие в конкурсе детского рисунка TOYOTA «Автомобиль мечты». По условиям.

Детский сад моей мечты Каждый раз, задаваясь вопросом «Детский сад моей мечты», мысленно я возвращаюсь в детство. Давайте посмотрим на детский сад глазами ребенка.

Фотоотчёт о выставке рисунков «Дом моей мечты»Фотоотчёт о выставке рисунков «Дом моей мечты» Мечты сбываются! Дети приходят в этот мир с большими чистыми, широко открытыми глазами. Они ничего не понимают ещё в этой.

Фотоотчет о конкурсе поделок из бросового материала «Дом моей мечты»Фотоотчет о конкурсе поделок из бросового материала «Дом моей мечты» Фотоотчет на тему "Дом моей мечты". Конкурс поделок из бросового материала. Мы с детьми работали над проектом "Дом, в котором я живу" Дети.

Конструирование «Робот моей мечты»Конструирование «Робот моей мечты» На прошлой неделе у нас была тема "Игрушки" и на занятии по конструированию я предложила ребятам создать робота, но не простого с руками.

Макет «Посёлок моей мечты»Макет «Посёлок моей мечты» «Сколько на свете красивых больших городов, Но почему-то не им отдаём своё сердце. Самая верная, нежная наша любовь К улочкам тихим навеки.

Проект «Детский сад моей мечты» Введение. Одной из важнейших задач воспитательной работы дошкольных учреждений является формирование и развитие эстетического идеала, эстетического.

Проект «Детский сад моей мечты» Слайд 1. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя.

Рисование в подготовительной группе «Дом моей мечты»Рисование в подготовительной группе «Дом моей мечты» Цель: ознакомление с видами жилых построек, особенностями профессии строителя. Задачи: ознакомить с разными жилыми постройками, особенностями.

Занятие ко Дню знаний 6 класс «Школа моей мечты» Цели: • развивать навыки взаимопонимания, социальной восприимчивости, доверия; • формировать толерантное отношение к окружающим; • создать.

Автор публикации:
Дизайн-проект «Группа моей мечты»
Опубликовано: 25 июля 2016 в 14:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД