Хребет Лариса Станиславовна
Организация кукольного театра для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кукольный театр для малышей МБДОУ "Детский сад № № "Светлячок" г. Рыбное Рязанской области.
Кукольный театр в силу своей театральной зрелищности, необычности, особой эмоциональности вызывает у детей большую радость. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а, следовательно, и понимание происходящего в спектакле, а также развитие речи ребёнка. Кукольный театр, безусловно, обогащает представления малыша и воспитывает его.
Публикация «Организация кукольного театра для дошкольников» размещена в разделах
Сценарии спектаклей для детей 2-3,5 лет должны быть понятны, интересны, непродолжительны. Хорошо, если персонажи знакомы детям.
Кукольное представление для малышей имеет ряд особенностей. Одно из них – обязательное участие ведущего, который руководит показом сценки (в спектакле для детей старше 4-х лет ведущего может и не быть). Для ребят 4-6 лет кукловоды каждый раз показывают спектакль практически без изменений, а в каждый сценарий постановки для малышей по ходу действия вносятся коррективы. И делает их ведущий, ориентируясь на каждую конкретную группу детей, учитывая восприятие сценки в данный момент. Он является режиссёром-постановщиком и на репетициях, и во время каждого показа. Не только удачно выбранный сценарий и выразительное исполнение, но и умелое проведение всего спектакля определяют его успех.
Задача ведущего – вызвать у детей интерес к постановке, понимание и сопереживание сюжета, вовлечь малышей в участие в спектакле. Так, дети с помощью ведущего помогают спасать птичку, прогоняя кошку; зовут на помощь собачку, когда лиса догоняет зайца; убаюкивают котёнка, напевая "баю-бай", и т. д. Малыши отвечают на вопросы ведущего и персонажей спектакля; хлопают в ладоши, пляшут вместе с куклами и т. д.
Сценарии для кукольных спектаклей составляются так, чтобы ведущий при необходимости мог продлить, или повторить отдельный эпизод, или, наоборот, сократить, или совсем исключить его, учитывая особенности восприятия каждой конкретной группы детей. Но это не значит, что сценарии состоят из отдельных эпизодов, совсем не связанных друг с другом. Практика работы с малышами показала: спектакли, в которых действие развивается логично, последовательно (с завязкой, кульминацией, развязкой, смотрятся детьми с большим интересом. После просмотра такого спектакля малыши и через 2-3 недели отвечают на вопросы по кукольному сценарию осмысленно и охотно, просят посмотреть ещё!
Воспитатели группы во время кукольного показа садятся с детьми в противоположных концах ряда стульев, рядом с малышами, нуждающимися во внимании (возбудимыми, шаловливыми или раздражительными, плаксивыми).
Во время просмотра спектакля воспитатели разговаривают с малышами очень тихо и только в случае необходимости; не повторяют за ведущим его текст, желая ещё раз объяснить детям, что происходит.
Часто воспитатели сами с большим интересом смотрят, как выступают их товарищи-кукловоды, и забывают о детях. Успех спектакля во многом зависит от умения воспитателей вести себя во время показа. В этом им должен помочь музыкальный руководитель. Лучше, если воспитатели заранее посмотрят весь спектакль и обговорят с музыкальным руководителем, какие эпизоды требуют особого внимания, где малышам может быть предложено поплясать с "артистами" (Таней, Вовой и т. д.). Музыкальному руководителю надо выслушать мнение воспитателей о спектакле, о том, как дети данной группы могут прореагировать на отдельные эпизоды, и учесть это при показе.
В кукольном театре всё важно : какие куклы, какие декорации, какая ширма, где сидят дети. Если ширма высокая, кукловоды управляют куклами стоя, свободно перемещают их, по мере необходимости переходя от одного края ширмы к другому. И в то же время слишком большая высота – недостаток ширмы. Чтобы видеть происходящее на высокой ширме, приходится сажать детей дальше, а небольшие по размеру куклы кажутся детям ещё более маленькими.
При низкой ширме кукловоды управляют куклами сидя. Им сложнее, но детям удобнее смотреть, так как стулья можно ставить ближе. Музыкальному руководителю необходимо продумать, как провести показ данного спектакля, на какой ширме.
На репетиции надо расставить стулья так, чтобы детям было удобно, хорошо видно сцену.
Цвет ширмы тоже немаловажен. Не следует использовать яркий материал с крупным контрастным рисунком, лучше всего – однотонная ткань спокойного мягкого цвета.
Декорации надо выполнить в таких красках, чтобы не подавлять куклу, а "работать" на неё и на сценарий в целом. Ширму разместите так, чтобы свет из окон падал на неё. Возможно также освещение дополнительной электрической подсветкой. Не следует ставить ширму на большом расстоянии от фортепиано. Тем более нельзя, чтобы фортепиано стояло за спинами сидящих детей. В этом случае, как только зазвучит музыка, дети начинают искать глазами источник звука, вертеться, отвлекаются.
Выбрав сценарий, поработайте над куклами. Дети значительно лучше реагируют на куклы бибабо. У таких кукол открывается рот. Это зверюшки: собачка, кошка, мишка, лисичка, зайка. А куклу Таню можно переодеть, нарядить.
Не пренебрегайте этими советами. Для наших очень маленьких зрителей всё перечисленное очень важно. Любое упущение может снизить активность восприятия, речевую активность ребёнка, лишить его радости.
Музыка в кукольном театре.
Детям нравится слушать музыку, которую исполняют персонажи, например: мишка на гармошке, Вова на дудочке, зайка на барабане. Разумеется, играют за ширмой взрослые, а куклы имитируют исполнение. При этом по возможности не следует звуки гармошки, погремушки, барабана заменять фортепианным тембром (даже пьесой с характерным названием). Так, если на сцене Вова играет на дудочке (за сценой звучит настоящая дудочка или блокф-лейта, дети с величайшим вниманием слушают и просят: "Ещё! Ещё!" Такой же эффект будет, если Петрушка скачет на лошадке под аккомпанемент кастаньет (румбы или коробочек).
Птички – частые персонажи кукольного театра. Во время их полёта может звучать музыка (например, пьеса М. Фрида "Полёт птиц", но исполняться она должна меццопиано. Когда же птица садится на землю (край ширмы, на дерево и т. д. и начинает петь, лучше дать звучание свистульки или пищика, а не фортепиано.
В ряде спектаклей персонажи поют. Кукловоды учат песенки и с аккомпанементом, и без аккомпанемента. По ходу действия ведущий, ориентируясь на восприятие зрителей, решает, как надо петь: всю песню с аккомпанементом (при отличном внимании, всю песню без аккомпанемента –(при хорошем внимании, а, может быть, следует сократить песню или совсем исключить её.
Счастливые радостные финалы спектаклей, как правило, завершаются пляской персонажей. Постарайтесь подобрать музыку яркую, весёлую, лучше всего – народную плясовую.
Практика показала, что продолжительная пляска, перегруженная сменой движений, утомляет детей, тем более что проходит она в конце спектакля. На ваше предложение позвать убежавшую Наташу можете услышать в ответ: "Не надо! Не надо! Хватит, хватит…" А короткая пляска, наоборот, часто вызывает у малышей желание потанцевать ещё.