Папки-передвижки

Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей»

Галина Аверина
Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей»

Мыслительные операции являются инструментом познания человеком окружающей действительности. Развитие мысли-тельных операций является важным фактором становления всесторонне развитой личности. Способность четко, логически мыслить, ясно излагать свои мысли, в настоящее время требуется каждому человеку. Закладываются такие способности в детском возрасте, начиная с младшего дошкольного возраста, а формируется логическое мышление к старшему дошкольному возрасту. Однако, в настоящее время в большинстве своем дети, поступающие в школу, не подготовлены в этом плане, у них слабо сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного усвоения знаний в школе. Решение этой проблемы осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса обучения в дошкольных учреждениях. И здесь на первый план выходят логические задачи, игры и упражнения, как основное средство обучения детей дошкольного возраста. Именно с помощью метода использования логических задач и упражнений можно повысить эффективность развития мыслительных операций у дошкольников.

Публикация «Доклад для педсовета „Логические задачи как средство образования детей“» размещена в разделах

Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, систематизация, сериация, абстрагирование – называют логическими приемами мышления. В школе детям понадобится применение таких мыслитель-ных операций. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, прихо-дить к логическому заключению. Решение логических задач раз-вивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры и задачи воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение играть самим. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занима-тельной задачи, всегда вызывает интерес у детей. Дети начи-нают понимать, что для правильного решения логической зада-чи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задача содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

В своей работе я применяю, например, такие логические за-дачи:

- для младшего возраста:

***

Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды. Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя? (Ответ: Петя собирал грибы, а Лиза ягоды)

***

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая? (Ответ: грузовая- по широкой, легковая- по узкой)

- для старшего дошкольного возраста:

***

В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в зеленой тарелках. Апельсины не в синей и не в красной тарелках. В какой тарелке лежат сливы? А бананы? А апельсины? (Ответ: сливы- в синей, бананы- в красной, апельсины- в зеленой)

***

Стоит клен. На клене две ветки. На каждой ветке по две вишни. Сколько всего вишен растет на клене? (Ответ: на клене вишни не растут)

***

Если гусь стоит на двух ногах, то он весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, если он стоит на одной ноге (Ответ: 4 кг.)

***

У двух сестер по одному брату. Сколько детей в семье (Ответ: трое)

Если ребенок не справляется с задачей, то, я делаю вывод, что, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вероятно, что, слушая второе условие, ребенок забывает первое, предыдущее. В этом случае, я помо-гаю ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спрашиваю у малыша, что он узнал, что понял из него. Затем читаю второе предложение и за-даю тот же вопрос. И так далее. И к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Так же в своей работе я использую обычные загадки, созданные народной мудростью, они тоже способствуют развитию логического мышления ребенка, например:

•Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (ножницы)

•Зимой и летом одним цветом. (елка)

•Висит груша, нельзя скушать. (лампочка)

•Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

и другие.

Все описанные выше приемы я активно использую на разных занятиях. Чаще всего на занятиях по формированию элементарных математических представлений, также на занятиях по сенсорному воспитанию и обучению детей, на занятиях по художественной литературе и других.

Я использую логические задачи на занятиях по сенсорике в группах, в которых я работаю: в 1 младшей, во 2 младшей, в старшей группе.

Я сделала много развивающих, дидактических, в том числе и логических игр своими руками и активно использую их на занятиях.

В 1 мл. группе я предлагаю детям игру «Собери картинку». Сначала из двух частей, а когда дети освоили, то из четырех частей.

Игра «Четвертый лишний». Дети с интересом рассматривают картинки, пытаются рассуждать, пробуют отвечать на вопрос. Не всегда правильно, некоторые объясняют звукоподражанием (если это картинки с животными, т. к. не все дети умеют хорошо говорить. Но все же эти игры и задачи вызывают живой интерес детей.

Игра «Собери цепочку по размеру». Дети раскладывают картинки (например, кошечки) в порядке увеличения или уменьшения размера.

Так же я даю задачи на чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. (Эти задачи даю в группе старшего дошкольного возраста).

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность любому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой логической задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

В старшей группе я давала логические задачи со счетными палочками:

•Выложить из 5 палочек два равных треугольника.

•Выложить из 7 палочек два равных квадрата.

Дети с увлечением занимались, а добавив всего одну палочку к 7 и переложив одну, догадались, как из 2 равных квадратов сделать 2 равных треугольника. Антон Зинченко и Толя Крысин справились первыми.

Особое место среди логических задач и игр я выделяю играм на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей, ракет, транспорта из специальных наборов геометрических фигур. Наборы эти подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и младшего и старшего дошкольного возраста. Детей увлекает результат составить увиденное на образце (младший возраст) или задуматься самому и составить что-то свое (старший возраст). Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Это, например, кубики Никитина,

«Танграмм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра» и другие. Все эти логические игры легко сделать своими руками, что, собственно, я и сделала. А так как я работаю по теме «Сенсорное воспитание детей посредством игр и художественного творчества», я добавляю в эти игры различение цвета (делаю фигуры основных цветов: красного, синего, желтого, зеленого, разные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник) и т. д.

Из многообразия логических задач и игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи-шутки. В них анализируется предмет с временной точки зрения, с количественной и пространственной, подмечены простейшие математические отношения, например: «Четыре братца под одной крышей живут»(стол) и другие. Я использую их в процессе разговора, беседы, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, тогда, когда создается необходимая ситуация.

С целью развития мышления детей я применяю различные виды логических задач и упражнений в своей работе. Это задачи на нахождение пропущенной геометрической фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск закономерностей, чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры и т. п. Например: «Какая фигура здесь лишняя и почему?», «Четвертый лишний», «Сортируем по размеру», «Спрячь мышку» и другие.

Назначение логических игр и упражнений состоит в активизации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения. Игры на смекалку, головоломки, занимательные задачи вызывают у детей большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывать палочки, собирать картинки из частей. В такой деятельности я формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность; вырабатываю усидчивость, развиваю конструктивные умения. В ходе решения логических задач на смекалку, головоломок, учу детей планировать свои действия, обдумывать, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.

В работе с родителями я провожу беседы, рассказываю какие логические задачи и упражнения я использую. Объясняю, что все эти игры настолько просты, что и у родителей есть возможность применять их при домашнем закреплении полученного материала. Это не только учебная тренировка, но и прекрасно проведенное время родителями вместе со своими детьми.

Я рекомендую родителям изготовить самим игры и применять их с ребенком дома.

Итак, подводя итог вышесказанному, хочу сделать вывод, что логические задачи являются едва ли не основным средством в образовании дошкольников. Логические игры и задачи являются эффективным способом развития мыслительных операций, интеллектуальных способностей детей-дошкольников, а дети с хорошо развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Таким образом, за два-три года до школы можно оказать значительное влияние на развитие логического мышления, математических способностей у детей дошкольного возраста.

Используя различные виды логических задач, игр и упражнений в своей работе с детьми, я убеждаюсь в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закреплять и расширять свои знания. А я стараюсь добиваться того, чтобы игровая деятельность приносила детям только радость.

Публикации по теме:

Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования» Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования. Коллекционирование – одно из древнейших.

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста» Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной.

Доклад «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям,.

Доклад «Подвижная игра как средство развития у детей младшего возраста» Подвижные игра как средство развития у детей младшего возраста. МБДОУ Д/С № 44 «Золушка» Старооскольского городского округа; Нитченко В. С. ,.

Доклад. Нормативная проектная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта детей Здравствуйте, коллеги. Слайд [2] В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Доклад с презентацией «Применение профессиональных стандартов в сфере образования» Профессиональные стандарты – основной критерий повышения качества профессионального образования. Вопросы повышения эффективности и качества.

Методические рекомендации «Логические задачи для дошколят» Методические рекомендации Логические задачи для дошколят Разноцветные кораблики. Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня.

Доклад ко Дню образования (продолжение) Продолжение Слайд 22-36 (фото групп) При оформлении групповых комнат педагоги исходят из требований безопасности используемого материала.

Публичный доклад на день образования в детском саду Слайд 1-2 Добрый день, уважаемые родители, мы рады видеть вас в нашем детском саду. Мы с вами собрались в нашем зале, чтобы подвести итоги.

Роль художественной литературы в познании природы и воспитании любви к ней (доклад для педсовета) Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. И перед нами стоит важная задача воспитания у детей потребности охранять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для педсовета «Логические задачи как средство образования детей»
Опубликовано: 27 декабря 2016 в 00:22
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД