МААМ-картинки

Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования»

Юлия Борисова
Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования»

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования.

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Публикация «Доклад для педсовета „Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования“» размещена в разделах

И что только не собирали люди! Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Каждый желающий выбирает себе коллекционирование по вкусу и по карману.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

В настоящее время, ввиду социальных и экономических перемен взрослые мало интересуются, что же собирают дети. Или же не задумываются, не до конца осознают, на что направлено коллекционирование определенных предметов.

Так вот, на первом месте среди детей дошкольного возраста стоит собирательство наклеек, фишек и вкладышей от жвачек. Изображаются на них в основном кадры из мультфильмов, звезды кино, спорта, машины. И, разумеется, ничего российского там нет, и продаются они в киосках целыми наборами. Но настоящее коллекционирование всегда подразумевает поиск чего-либо. Здесь же ни о каком поиске речи нет. И уже сейчас подрастает поколение, которое западных звезд, героев мультфильмов знает гораздо лучше, чем своих, российских.

Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру открытий. Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция в какой-то степени является отражением внутреннего мира ребенка.

Цель коллекционирования :

Использование коллекций в разных видах деятельности развивая речевую, коммуникативную и познавательную активность.

На материале коллекций мы имеем возможность решать следующие задачи:

развивать коммуникативные и социальной компетенции;

• воспитывать дружеские взаимоотношения;

• формировать гендерную принадлежность у детей старшего дошкольного возраста;

. развивать способность замечать необычные особенности предметов и явлений окружающего мира;

· обогащать и активизировать словарь детей;

. приучать ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом;

. развивать творческий потенциал, любознательность.

Коллекцию в целом и отдельные объекты коллекции можно использоваться в различных видах детской деятельности:

Социально – коммуникативная деятельность

Игровая - игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры,

театрализованные игры.

Большая роль отводится использованию коллекций в сюжетно-ролевых играх.

Известно, что ребёнок развивается в игре. Можно придумать много игр с предметами коллекций, в которые дети с удовольствием будут играть. Приведу пример игр на развитие речи (коллекция черепащек) :

«Какой?» Цель: обогащение речи именами прилагательными. Черепашка какая? – большая, маленькая, резиновая, пластмассовая,деревянная, красная.

«Что могут делать?» (игрушки из киндер-сюрпризов) Цель: обогащение речи глаголами. Что может делать кошка? – царапаться, прыгать, ходить, бегать, кусаться, лакать, кушать, рычать….Что может делать слон? и т. д.

«Слова наоборот» Цель: обогащение речи антонимами. Слон большой, а кошка? Эта черепашка мягкая, а эта?

«Слова-товарищи» Цель: обогащение речи синонимами. (Объяснение ребё нку: эти слова звучат по-разному, но обозначают одно и то же. Они помогают лучше описать предмет). «Один – много» (можно играть с мячом)

Взрослый называет слово в единственном числе, а ребёнок подбирает множественное число. Например: кошка — кошки, магнит-магниты.

«Назови ласково» (также можно играть с мячом)

Например: дерево-деревце, орех-орешек и т. д. «Потому что…»

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Мне нравятся кошки, потому что…

Игра «Волшебный мешочек». Взрослый достаё т из мешочка предмет и говорит: «Вот куколка. Что с ней можно делать? Кому её отдадим?» Ребёнок рассказывает какая куколка и как с ней можно играть.

Коммуникативная – тематические беседы, составление и отгадывание загадок, составление рассказов, публичная презентация коллекции, творческая сочинительская деятельность, активизация словаря, развитие грамматических категорий речи, умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми в рамках работы с коллекцией;

В совместной деятельности дети придумывают истории, которые могли произойти с куклами, черепашками, «знакомят» с коллекциями сверстников, рассказывают, откуда, что привезено, становятся гидами, экскурсоводами. Вся эта работа способствует развитию познавательного интереса, связному речевому высказыванию, взаимодействию между детьми.

Коллекционирование помогает решать проблему детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует сплочению детского коллектива, а также родителей и детей. В процессе коллекционирования сначала происходит накопление знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.

Использование коллекционирования в работе с детьми

• На занятиях по математике и логике используются как счетный материал, вариации, формы, величины, сериационные ряды, временные представления и т. д

• На занятиях объекты служат хорошим наглядным и раздаточным материалом, предметом для обследования, экспериментирования, любования

• В игровой деятельности (игры-викторины, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры «Геологи» и т. д.)

• В организации выставок в холлах детского сада («Времена года», «Домашняя коллекция»)

• На встречах с коллекционерами в ДОУ для рассказа о своем увлечении («Встречи с интересными людьми»)

• В трудовой деятельности по оформлению предметно- развивающего пространства

• В развитии речи (обогащение словаря, формирование связной речи)

• Описание объектов, учат детей рассуждать, повествовать, а также коллекция является основой для сочинительства

• В организации индивидуальной деятельности по интересам

рекомендации для педагогов по коллекционированию

Гендерная принадлежность: коллекции девочек, коллекции мальчиков

• В старшем возрасте детей привлекают фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т. д.

• Детей привлекают вещи, которые ничего не стоят- фантики от конфет и шоколада

• Педагогическую ценность представляют эпизодические коллекции – выставки предметов обихода (посуды, обуви, украшений и т. д.)

• В группе определяется место для хранения коллекции. Оно должно быть доступно для любования и для общения с детьми.

• Открытки, фантики удобно хранить в альбомах для фотографий

• Мелкие предметы хранятся в коробах

• Игрушки располагают на полках

• При организации работы по коллекционированию необходимо сформировать у детей бережное отношение к коллекции.

• Вместе с детьми определяются правила обращения с коллекцией

С помощью коллекционирования происходит социально-личностное развитие, у детей формируются основы культуры общения, знания об окружающей действительности и жизни в социуме через решение игровых задач с предметами коллекции. Коллекционирование помогает обогащать эстетические чувства и впечатления детей, развивать интерес к искусству, музыке, истории родной страны. Также дети знакомятся с традициями семей своих сверстников и способами использования предметов коллекции.

Наша первая коллекция – это камни.

Во время прогулок, дети находили различные камешки. Мы представили с детьми, что мы кладоискатели. Проводя «раскопки» вместе с детьми, обнаружили несколько белых гладких камешков. Откуда они могли взяться? И почему они такие гладкие?

Интересно было ощупывать камешки, стучать ими друг о друга или о различные предметы, раскладывать камни по цвету, размеру, весу. Вместе придумывали интересные игры с камнями, знакомясь с их свойствами.

Организуя первую коллекцию из красивых камней, мы договорились, что оформим её в виде мини-музея. Наша коллекция пополнялась после выходных, после отдыха детей на море. Лиза привезла красивый гладкий круглый камень. Дали ему имя – Кругляш. Чтобы Кругляшу не было скучно, предложили детям вместе с родителями найти ему друзей. Коллекция пополнялась. Дети узнали названия драгоценных камней, из которых делают украшения, шкатулки, сувениры: гранат, малахит, жемчуг, змеевик, коралл. Мы беседовали о том, для чего нужны камни, где их можно увидеть. Из энциклопедий дети узнавали, где добывают эти камни. Сравнивали, похожи ли камни между собой, искали сходство камней со знакомыми детям предметами, рассматривали открытки. Образовательные ситуации, ситуации общения появлялись спонтанно. Узнав что-то новое, дети делились информацией со сверстниками и родителями.

Собирая коллекции учитывали и гендерные особенности детей. Девочки собирали свои коллекции с учетом интересов (куклы Барби, лошадки, камешки – драгоценности и др.). Мальчики отдавали предпочтение коллекционированию (машинок, динозавров и др)

Прикреплённые файлы:

kolekcionirovanie_jrj60.pptx | 7805,05 Кб
 
Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС до». Доклад для педсовета«Познавательное развитие дошкольников в свете ФГОС до». Доклад для педсовета Уважаемые коллеги! Разговор сегодня пойдет об образовательной области «Познавательное развитие». Прежде всего, мне хотелось бы поблагодарить.

«Вместе — это интересно!» Развитие творческих способностей в партнерском взаимодействии со взрослыми и сверстниками Дошкольный возраст- это период, создающий наиболее благоприятные условия для развития у детей продуктивной деятельности. В ней ребенок может.

Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста в семье и детском саду посредством взаимодействия со взрослыми Актуальность темы: семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных.

Доклад «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Слайд 1 Тема доклада: «Значение общения ребёнка раннего возраста со сверстниками для его психического развития» Воспитатель: Мошнова Ирина.

Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношений со сверстниками и взрослыми у детей дошкольного возраста Методическая разработка на тему: Формирование общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного.

Игры на развитие навыков общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Возраст: 3-4 года.

Лоскутная аппликация. Художественно-эстетическое развитие детей посредством совместной деятельности со взрослыми «Лоскутная мозаика» Художественно-эстетическое развитие детей через совместную деятельность со взрослыми. Армеева Ольга Валентиновна, с.

Развитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельностиРазвитие навыков взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми посредством творческой деятельности Цель: Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития детей по данной теме, обмен необходимой информацией для успешного.

Развитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый докладРазвитие речи дошкольников посредством театрализованных игр. Стендовый доклад Актуальность данной темы: Введение. [/i] Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего.

Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. Влияние совместных ролевых игр на развитие потребности общения со сверстниками у детей среднего дошкольного возраста. И. Н. Лахненко, Д. Е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад для педсовета «Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками посредством коллекционирования»
Опубликовано: 5 июля 2016 в 23:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД