МААМ-картинки

Стремление к познавательной деятельности — характерная особенность ребенка

Наталья Мухина
Стремление к познавательной деятельности — характерная особенность ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад

Характерной особенностью ребенка является его стремление к познавательной деятельности. Мухина Н. Д МБДОУ д/с№32 город Елец Липецкой области.

Характерной особенностью ребенка является его стремление к познавательной деятельности. Эта деятельность может проникать стихийно или под воздействием взрослых.

В дошкольном учреждении имеются все условия для направленного воздействия на формирование положительных качеств личности будущего гражданина, на совершенствование полезных как для самого человека, так и для общества способностей. Одной из таких способностей является логическое мышление, которое формируется в процессе познавательной деятельности ребенка и характеризует его интеллектуальное развитие.

Публикация «Стремление к познавательной деятельности — характерная особенность ребенка» размещена в разделах

Для развития логического мышления перед ребенком нужно ставить такие задачи, которые заставили бы его анализировать и синтезировать известные факты, полученные в ходе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира, вызывали необходимость узнавать еще неизвестное, новое.

Могучим средством развития мышления детей является окружающая природа. На занятиях по ознакомлению с природой воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию логического мышления дошкольников.

Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приемами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. По словам К. Д. Ушинского, сравнение «…есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок».

Например, программа предусматривает в средней группе знакомство детей с характерными особенностями овощей и фруктов. Во время занятия воспитатель раскладывает на столе овощи (морковь, свеклу) и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем педагог выбирает, например, морковь, и ребята устно описывают ее форму, цвет, поверхность.

Дети пятого года жизни должны уметь сравнивать морковь с тем предметом, форма, цвет и поверхность которого им известна. Только в этом случае они могут правильно установить основные признаки исследуемого объекта. Предмет для сравнения предлагает воспитатель. Сравнение может быть проведено непосредственно при наличии знакомого предмета или по воспоминаниям, но в последнем случае педагог должен быть уверен, что дети хорошо представляют себе нужный предмет.

Более сложные сравнения проводят дети шестого года жизни. На зимней экскурсии они знакомятся с состоянием деревьев зимой (для наблюдения могут быть взяты дуб и сосна). Чтобы выделить отличительные признаки каждого из этих деревьев, ребенок должен провести последовательные сравнения сначала отдельных их частей, затем растений в целом и, наконец, ответить на вопрос: «Чем дуб не похож на сосну?»

Развитию мышления детей способствует такой прием противопоставление, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность.

Например, в средней группе при ознакомлении с признаками некоторых овощей – моркови, свеклы – большинство детей называют морковь красной. Педагог должен сразу исправить ошибку и дать правильное название окраски овоща. При этом педагог показывает детям хорошо знакомый им предмет, определение цвета которого не вызовет затруднений, например, красную ленту, и говорит: «Лента красного цвета. Морковь такого же цвета, как лента?». Дети видят, что морковь отличается по цвету от ленты, значит, ее нельзя назвать красной. «Так какого же цвета морковь?» - продолжает воспитатель. На этом этапе начинаются поиски нужного определения цвета, изучаемого предмета. Дети вспоминают известные им цвета, анализируют их, мысленно сопоставляют с цветом моркови, отбрасывают несоответствующие и наконец, находят нужное определение. Если дошкольники затрудняются назвать цвет моркови, воспитатель делает это сам. Развитию мышления способствует и применение на занятиях приема аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, педагог предлагает детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Так, ранней весной ставятся в воду ветки деревьев и кустарников. Предварительно необходимо рассмотреть ветки деревьев и кустарников, чтобы дети хорошо запомнили их отличительные признаки, и на одном из занятий разобрать коллективно признаки какой-либо ветки.

Прием аналогии широко применяется в дидактических играх, например, «Опиши, мы отгадаем!». Воспитатель напоминает по какому плану надо проводить наблюдение. Кто-либо из детей описывает выбранное растение, но не показывает его. Остальные должны отгадать, о каком растении идет речь. Аналогично, проводятся игры «Найдем такой же», «Почтальон принес посылку», «Загадывайте, мы отгадаем».

Активную мыслительную деятельность детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы. Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе являются наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Практика показывает, что дети старшей группы достаточно хорошо справляются с такими заданиями.

Приведем пример, после наблюдения снегопада в тихую погоду дошкольники дали следующее его описание: «Снежинки падают медленно, потом ложатся на землю и покрывают ее ровным слоем». В ветреный день вновь было проведено наблюдение. Дети увидели, что падающие снежинки долго несутся по воздуху в одну сторону, то, поднимаясь кверху, то опускаясь, снег ложится на землю неровно и образует в отдельных местах сугробы.

«Почему же изменился снегопад?» - спрашивает воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, дети сопоставляют наблюдаемые явления, проводят их анализ и устанавливают, что причиной изменения был ветер.

Формированию логического мышления детей способствуют упражнения по классификации и систематизации, известных им фактов, то есть объединении предметов и явлений по сходным признакам в группы, расположении их в группах. Все это требует от ребенка большой аналитико-синтетической работы. Он должен сначала провести анализ признаков предметов и явлений, затем найти общие признаки, на основе которых предметы должны быть объединены в группы и расположены в определенном порядке.

Так уже в дошкольном возрасте детям доступно выделить в природе следующие группы: животные, растения, цветы, овощи, фрукты.

И наконец, большое влияние на развитие умственных способностей детей оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное из множества известных фактов. Часто с помощью этого приема выводятся правила, например, по уходу за комнатными растениями, за животными, обитающими в живом уголке. Выводы зачастую формируются в виде суждения или умозаключения.

Для средней группы программа предусматривает ознакомление детей с состоянием лиственных и хвойных растений осенью, с изменением окраски их листьев.

Очень важно, чтобы каждый ребенок тщательно рассмотрел окраску листьев, так как от полноты и качества конкретных знаний, полученных на уровне живого созерцания, зависит эффективность процесса мышления. Педагог должен посоветовать детям выбрать для наблюдения один, два листочка и рассмотреть их в деталях. Полезно также предложить внимательно посмотреть на выбранный лист, потом закрыть глаза и представить его форму и окраску. Если окажется, что это трудно сделать, нужно открыть глаза и снова рассмотреть листочек. Повторять этот прием целесообразно до тех пор, пока ребенок не будет иметь отчетливого представления о рассматриваемом листе.

В ходе дальнейшей беседы дети рассказывают, как окрашены листья на деревьях и кустарниках, за которыми они вели наблюдение. В заключении педагог обращается с вопросом: «Так что же произошло осенью с листьями?». Вывод должен быть примерно следующим: у некоторых растений – сосны, ели листья остались зелеными, как и летом, у других – груши, дикого винограда и т. д. изменили окраску.

Итак, использование на занятиях по ознакомлению с окружающим миром различных приемов способствует развитию логического мышления детей. Как показали наши наблюдения, осмысление с помощью этих приемов доступного детям материала вызывает у них большой интерес к знаниям о природе.

Публикации по теме:

Музыкальная карусельМузыкальная карусель Музыка – источник эстетического и духовного наслаждения. Она вызывает у человека эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию.

Труд детей в природеТруд детей в природе Труд в природе развивает у ребенка многие положительные качества: трудолюбие, физическое и умственное развитие. Мы воспитатели старшей группы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Стремление к познавательной деятельности — характерная особенность ребенка
Опубликовано: 4 декабря 2014 в 11:46
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стремление к познавательной деятельности — характерная особенность ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мухина (УИ 281274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД