МААМ-картинки

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

Светлана Иванова
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах»

Возникновение опыта тесно связано с изучением проблемы развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах, потому что наши наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке.

Публикация «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах» размещена в разделах

Игра на ДМИ – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается чувство ритма, память и умение сконцентрировать внимание.

Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на детских музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, (слитной) речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Знакомила детей с инструментами, рассказывая об истории их создания, классифицируя их по группам и подгруппам (шумовые, звуковысотные, ударные, струнные и т. д.).

Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности : ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды детского музыкального исполнительства.

Новизна: Новизна опыта состоит в определении диагностической методики по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. Педагог расширила предложенные параметры данной диагностики, включив в нее следующие параметры: чувство тембра, различие динамики.

Цель работы: создание условий для развития чувства ритма у старших дошкольников в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Задачи работы:

• Расширять знания детей о музыкальных инструментах;

Развивать эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;

Развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умению фантазировать;

• Познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах, разными видами оркестров;

• Тренировать различные виды внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;

• Формировать навыки и умения игры на детских музыкальных инструментах.

В соответствии с ФГОС ДО, педагог использовала деятельностный и компетентностный подход в построении образовательного процесса. Применяла активные методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах :

Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы, слушание классической музыки в исполнении различных оркестров (эстрадно-духовой, симфонический, оркестр русских народных инструментов).

Наглядные: рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными инструментами.

Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.

Применяла разнообразные формы работы: музыкальные занятия; познавательные беседы; дидактические игры; развлечения. В ходе работы были использованы технологии личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми: информационно-коммуникативные технологии, технологии традиционного обучения : здоровьесберегающие, игровые.

На первом этапе работы я создала условия, благоприятные для развития музыкально-ритмических способностей у детей в музыкальном зале.

Работа проводилась в следующих направлениях с детьми, родителями, социумом:

- составление перспективного планирования на год;

- составление конспектов музыкальных тематических занятий: «Оркестровая сказка», «В мире музыкальных инструментов», «Знакомство с инструментами», «Радуга звуков» и другие.

- проведение экскурсий в детскую школу искусств;

- индивидуальная работа с детьми;

- консультации для родителей: «Детские музыкальные инструменты», «Игра на детских музыкальных инструментах», «Классическая музыка для дошкольника», «Мир музыкальных звуков»;

Музыкальное воспитание в ДОУ ведется по программе «Ладушки» И. М. Каплуновой, И. А. Новоскольцевой, существенным отличием этой программы от аналогичных является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. В программе органично сочетается музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность детей, музыка и разнообразие игр, в условиях специально организованных занятий. Широко и полно охватывает все разделы музыкального образования и сферы деятельности музыкального руководителя в детском саду. Структура занятия содержит необходимые разделы для всестороннего музыкального развития : приветствие, музыкально-ритмические движения, развитие чувства ритма, пальчиковая гимнастика, слушание музыки, распевание и пение, игры, пляски, хороводы. Занятие начинается с ритмического или тембрового приветствия (дети здороваются, прохлопывая свое имя ладошками или, здороваются с пришедшей к ним в гости игрушкой, низким и высоким голосом). Следующий раздел занятия – музыкально-ритмические движения. Дети под музыку выполняют разнообразные упражнения, направленные на развитие ритма : ритмические хлопки, разнообразные шаги, прыжки, придумывают различные фигуры. Задачи этого раздела:

-различать 2-х частную форму и выполнять движения в соответствии с музыкой;

- останавливаться четко с концом музыки, совершенствовать различные движения, координацию рук, ориентирование в пространстве;

- развивать ритмическую четкость и ловкость движений;

- выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов.

Раздел – развитие чувства ритма, музицирование включает в себя игру на инструментах, составление и проигрывание ритмических формул, проговаривании потешек, стихотворных текстов и содержит следующие задачи:

-ритмично играть на палочках;

-различать длительности в ритмических карточках;

-осмыслить понятие «пауза»;

-выслушивать предложенный ритм до конца и повторить его;

-ритмично играть на музыкальных инструментах по подгруппам и цепочкой;

-выкладывать ритмические формулы на фланелеграфе, играть на инструментах.

В старшей группе дети совершенствовали свои знания и умения, приобретенные в средней группе. Учились играть на музыкальных инструментах самостоятельно, знакомились с динамическими оттенками музыки, с изменением темпа. Больше узнали о классификации инструментов (клавишные, струнные, смычковые, ударные ит. д.).

В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно начинать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

В своей работе музыкальный руководитель применяла различные пособия: «Гусеница», «Паровоз», ритмические таблицы, содержащие разнообразные ритмические формулы. «Музыкальная лесенка» - пособие, которое помогает закрепить понятие о движении мелодии. Я стремилась развивать у детей желание играть на музыкальных инструментах вначале индивидуально, а затем подгруппой. Освоение нового инструмента начинала с уже знакомых попевок (на одном, двух, трех звуках, которые дети подбирали по слуху после знакомства с приемами игры, способами звукоизвлечения. Важно, чтобы ребята почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок. В старшем дошкольном возрасте дети уже осознают, что с помощью каждого инструмента, даже не имеющего звукоряда, можно передать определенное настроение.

Использование дидактических игр в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры развивают чувство ритма, помогают правильно передавать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий, песен, а также работать над новыми, формируют тембровый слух. С этой целью используются и различные дидактические пособия: ложки, палочки, погремушки, колотушки, колокольчики, треугольники, молоточки.

В работе с детьми стараюсь использовать простые, доступные и интересные музыкально-дидактические игры, такие, как: «Составь оркестр», «Сказочное дерево», «Что звучит?», «Аплодисменты»

Игру на детских музыкальных инструментах включаю в тематические занятия и праздники. Дети с удовольствием исполняли музыкальные произведения на утренниках, чувствуя себя настоящими оркестрантами. [/i]

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Особенности развития связной речи дошкольников» Особенности развития связной речи дошкольников Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением.

Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте»Доклад из опыта работы «Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте» Как добиться того, чтобы молодое поколение росло преданным Родине, готовым, когда потребуется, защитить ее мужественно и умело, с достоинством.

Доклад из опыта работы по ЗОЖ Здоровье населения-высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Изучение.

Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности» Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений.

«Мы берем лучшее из прошлого и работаем на будущее». Доклад из опыта работы «Внедрение ФГОС в ДОУ» С 1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи» У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными,.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи» (с презентацией) Из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи». У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.

Доклад к педсовету «Использование физкультурных занятий при формировании привычки к здоровому образу жизни (из опыта работы)» Использование физкультурных занятий при формировании привычки к здоровому образу жизни. (Из опыта работы) Инструктор по физической культуре:.

Работа по взаимодействию с семьёй в вопросах нравственно-патриотического воспитания (из опыта работы) «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи, начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах
Опубликовано: 10 декабря 2015 в 16:56
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД