Екатерина Новикова
Доклад из опыта работы «Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Свое выступление хотелось бы начать со слов К. Д. Ушинского: "Самое большое богатство, которое отец может оставить сыну в наследство, научить его трудиться".
Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость. Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Большое внимание трудовому воспитанию детей уделяли такие представители педагогики и психологии, как Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Г. Н. Гордина, Г. М. Киселёва, М. И. Лисина, В. И. Логинов, И. В Житко, М. В. Крулехт и другие.
Публикация «Доклад из опыта работы „Развитие навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В современном обществе в соответствии с ФГОС трудовое воспитание рассматривается как одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений. Одними из основных задач образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» являются такие задачи, как:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
В процессе трудовой деятельности развиваются разносторонние и разнообразные личностные качества ребенка, что соответствует требованиям ФГОС ДО. Например:
- в процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль);
- дежурство в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию ими ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы;
- при организации коллективного труда у детей формируется умение распределять обязанности между собой, учитывая интересы друг друга и оказывая товарищу необходимую помощь.
В наши дни профессий стало очень много. И все время появляются все новые и новые. Подрастающему поколению очень трудно ориентироваться в мире профессий, трудно выбрать профессию своей жизни. Очень часто дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых. Даже если ребенок и был на работе у мамы или папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности. Поэтому необходимо способствовать социализации и адаптации подрастающего поколения в окружающем мире. В настоящее время перед педагогами стоит очень сложная задача. С одной стороны, - заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем; а с другой стороны, - привить детям желание стать профессионалами в своём деле. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний детей о разных профессиях, о значимости профессии для общества невелик. Из бесед, опросов родителей я поняла, что они не понимают важности формирования у детей положительного отношения к труду взрослых, редко кто знакомит ребенка со своими профессиями.
Труд – явление социальной действительности. Знания о социальной действительности составляют основу человеческого сознания, выступают как внутреннее условие формирования ее социальной направленности, отношения к миру. Согласно Д. Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. В общеобразовательной программе ставится задача по формированию представлений детей об общественной значимости труда людей. Решение этой задачи предусмотрено двумя путями: через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие в посильной трудовой деятельности.
Знакомство с трудом взрослых имеет большое значение в формировании интегративных качеств ребенка. Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В процессе ознакомления с трудом взрослых расширяется кругозор детей, пополняется словарный запас. Сюжетно-ролевая игра, связанная с профессиями взрослых, сближает детей, развивает навыки культуры общения. А это способствует тому, что ребенок овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Труд развивает интеллектуальные способности детей такие, как память, внимание, учит детей думать и анализировать, соизмерять и сравнивать. А это способствует тому, что ребенок становится любознательным и активным. Кроме того, при выполнении работы ребенок учится управлять своим поведением и планировать свои действия. Трудовое воспитание помогает овладению универсальными предпосылками учебной деятельности. Ведь для того, чтобы ребенок справился с работой, он должен уметь работать по правилу и по образцу, слушать педагога и выполнять его инструкцию. Дети учатся обдумывать замысел, мотивировать выбор средств для труда, учатся сами ставить цели и выполнять их. При этом ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. В процессе ознакомления с трудом взрослых дети знакомятся с жизнью своих родных, близких и знакомых, а это помогает закреплению у ребенка первичных представлений о себе, семье, обществе.
В работе с детьми по ознакомлению с трудом взрослых я использовала разнообразные методы с учетом возрастных особенностей. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых является наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наблюдения за трудом взрослых в детском саду имеют большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду. Знакомство начинала с таких профессий как повар, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, кастелянша, медицинская сестра. Это труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личностных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. С этой целью проводила экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, пищеблок. Детям предоставлялась возможность пронаблюдать за трудовыми действиями взрослых. Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий дети проявили активность в диалоге со взрослыми, интерес к профессиям. Они учились называть предметы, необходимые для труда, трудовые действия (стирает, моет, гладит, жарит, чистит). Таким образом, активизировался и пополнялся словарный запас дошкольников. Знания, которые дети получают во время наблюдений и экскурсий, требуют последующего углубления и систематизации. С этой целью я проводила с детьми беседы о профессиях взрослых, рассматривали иллюстрации с их изображением. В ходе бесед дети учились высказывать свое мнение об увиденном, о том, что им понравилось больше всего в той или иной профессии, высказывали мнения о ее роли в жизни каждого человека. В работе с детьми я использовала карточки-символы (пиктограммы, помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме. Таким образом, закреплялись знания детей о профессиях, дошкольники учились составлять последовательный рассказ, развивалась связная речь, умение слушать сверстника. В индивидуальной беседе с детьми я предлагала дошкольникам рассказать о том, какая профессия им нравится больше всего и «почему?» С целью активизации знаний детей о труде взрослых, развития мышления, я использовала в работе проблемные ситуации, такие как, «Что будет, если шофер не привезет продукты в детский сад?. если помощник воспитателя не будет следить за порядком в группе?. если дворник не будет расчищать дорожки от снега?.». Данный метод работы позволил расширить представления детей о важности той или иной профессии, а также способствовал дальнейшему формированию уважительного отношения к результатам труда взрослых. Немаловажное место в работе по развитию навыков свободного общения со сверстниками в процессе ознакомления с трудом взрослых занимали дидактические и настольно – печатные игры: «Кому что нужно для работы», «Какие профессии ты знаешь?», «Кто что делает?», «Опиши, я отгадаю», «Что к чему?», «Помоги собрать предметы». В ходе данных игр не только закреплялись знания детей о труде взрослых, но и активизировался словарный запас, дети продолжали учиться составлять последовательный рассказ, отвечать на вопросы предложением. Кроме того, я продолжала учить детей играть по правилам, договариваться о роли ведущего. Следует отметить важность использование в работе по ознакомлению с трудом взрослых такого метода, как включение детей в практические действия: дежурства, поручения, коллективный труд, которые позволили приблизить дошкольников к участию в трудовой деятельности (расставить чашки, разложить ложки и вилки, убрать игрушки по местам, сложить карандаши в коробки, оказанию помощи взрослым. Данный метод позволил формировать у детей умение договариваться по ходу выполнения трудовых действий : «Я буду раскладывать ложки, а я – вилки». Я уберу баночки с водой, я соберу подставки для кисточек». Кроме того, детям предоставлялась возможность осознать, что их действия подчинены одной цели, а коллективный труд приводил их к одному результату: все слепили печенье и бублики, приготовили угощения для куклы Маши, все дети приклеили цветы, получилась одна большая цветочная поляна. В ходе выполнения режимных моментов я использовала произведения, рекомендованные программой: В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», Е. Яниковская «Я хожу в детский сад», Г. Виеру «Мамин день», Е. Серова «Не терпит мой папа безделья и скуки…», Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», Н. Найдёнова «Ольга Павловна», «Наши полотенца», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»,Б. Заходер «Портниха», «Строители», «Шофер». Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей представлений о профессиях взрослых. Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. В данной игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют их в созданной игровой обстановке, обмениваются между собой информацией, что способствует обогащению их знаний о профессиях взрослых, регулируют взаимоотношения. Наблюдая за сюжетно – ролевой игрой детей, я стремилась разнообразить их действия путем внесения нового атрибута, сюжета игры, следила за сменой детских ролей с целью повышения интереса к игровой деятельности, продолжала учить дошкольников вести диалог по ходу игры, напоминала о соблюдении игровых правил. Сюжетно-ролевая игра является проводником детей в профессию взрослых, дает радостное осознание того, что ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры. Данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, дети расширяют свои знания о труде взрослых, развитию диалогической стороны речи, учит детей договариваться, а содержание сюжетно – ролевой игры помогает осознать детям основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Трудовое воспитание детей в ДОУ не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания, так как в семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, который ежедневно совершается взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Поэтому особое внимание в вопросах трудового воспитания детей уделяю взаимодействию с родителями. С этой целью даю родителям рекомендации, советы, провожу беседы по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома, по формированию у детей представлений о труде взрослых, мире профессий, формированию уважительного отношения к результатам труда взрослых.