Ольга Козориз
Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
Сегодня духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество, передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, являясь приоритетными нравственными установками, существуют в культурных, семейных, социально-исторических и религиозных традициях.
Публикация «Семейные ценности — возрождение традиций и духовной культуры в семье» размещена в разделах
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок прежде всего должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
В нашем детском саду одним из направлений работы является духовно нравственное, патриотическое воспитание.
Воспитательная система по этому направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
2слайд
Цель:
Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.
Задачи:
1. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
2. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.
3. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
4. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
5. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.
3слайд
Наследование ценностей народной культуры
В самом нежном возрасте – есть самый естественный,
Верный способ воспитания любви к Родине, Отечеству».В. А. Сухомлинский
4слайд
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» : детский сад, семья, общественность. (С. В. Глебова)
5слайд
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года
№ 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» безусловным приоритетом объявлена семья и семейные
ценности.
6слайд
Дети должны стать активными участниками в реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
7слайд
Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Проведенные анкетирования, беседы с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православные учения, не часто бывают в храме. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Практика работы по духовно – нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Наша задача - помочь родителям осознать, что в первую очередь именно родители ответственны за воспитание детей.
8слайд
Слово «традиции» переводится с латинского как «передача», «преемственность».
9 слайд
Многие традиции предыдущих поколений в нашей стране были утеряны в связи с политическим строем. Но традиция всегда возрождается в том случае, когда ряд элементов наделяется ценностным звучанием. Именно это возрождение православной традиции мы наблюдаем сейчас.
10слайд
Издревле традиционный семейный уклад помогал ребенку познавать жизнь в разных ее проявлениях и учил включаться в жизнь по мере сил и способностей. Девочка перенимала у матери стиль поведения в семье, училась строить взаимоотношения с другими членами семьи, подчиняясь безусловному авторитету мужчины – главе семьи.
11 слайд
Для чего нужны традиции? Что дают они ребенку?
Во первых - это гордость за свою семью, во вторых - незабываемые впечатления, в - третьих - стабильность в семье.
12слайд
Что такое семейные ценности? Недвижимость и счет в банке или что-то иное? Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных ценностей - это важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого её члена.
13слайд
Для каждого из своих членов семья является школой любви, постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам.
14 слайд
Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими : все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.
15слайд
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья, являясь наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений.
16слайд
Мальчик также с детства осознавал ответственность за семью, включался в трудовую деятельность, входил в сложившуюся систему взаимоотношений. В 7 лет он участвовал в обработке пашни, в 8-9 – убирал хлеб и кормил скот, в 14 – владел косой, серпом, молотом. Достоинствами юноши считались ловкость, сила, трезвость, трудолюбие, ум и смекалка – качества, необходимые для успешного труда.
17слайд
Таким образом, дети осваивали в семье трудовые обязанности, овладевали практическими умениями, осознавали свои функции во взрослой жизни. Родительская семья служила для них прообразом будущего жизненного устройства.
18слайд
Почитание родителей, послушание им воспринималось детьми как необходимое условие благополучного взросления. Особенно большое влияние на детей имели отцы. Отец детьми был особенно уважаем, в нем видели источник всего полезного, хорошего. Авторитет отца поддерживала мать.
19слайд
Ответственность семьи заключается, прежде всего в передаче всего языкового богатства от старших поколений младшим,
от родителей – детям.
20 слайд
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
В нашем дет. саду создана «изба», где дети знакомятся с предметами промысловой деятельности наших предков. Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением.
21слайд
В течении года в нашем детском саду проводится множество праздников. Осенний переполох, День Матери, Новый год, Рождество, Святки, 2февраля, Защитники Отечества, Масленица.
А православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа. Мы строим образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей).Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить.
2. Чтение и анализ художественных произведений, например, Л. Н. Толстой «Два товарища», «Отец и сыновья» «Дед и внук» ,А. Кузнецовой "Мы поссорились", К. Д. Ушинского "Умей обождать", А. Барто"Помощница". Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
3. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения:«Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада» (коллективная работа в группе или паре); «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день», «Нарисуй, расскажи о них»; Помоги ребятам составить «Словарь вежливых слов»; К тебе пришли гости: игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу (маме)»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»
23слайд
Масленица – самый озорной и вкусный весенний праздник. А дети, как известно, лучше взрослых умеют радоваться и веселиться, особенно, если повод для веселья самый блинный праздник – Масленица.
24 слайд папы
25слайд
Экологическое воспитание. Расширяя тему духовно нравственного воспитания, прививаем детям любовь к Родному краю через знакомство с окружающим миром.
26слайд
К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни. Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность) Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
27 слайд
Все дети, педагоги и родители приобрели определённые знания!
.дети
- Имеют необходимые знания и представления о нравственных правилах и нормах поведения
Выражают чувства сопереживания и милосердия.
Проявляют интерес, внимание и заботу к ближним и оказывают помощь окружающим
РОДИТЕЛИ:
Приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках;
Укрепили межсемейные и внутрисемейные связи;
Научились организовывать семейные праздники и создавать семейные архивы.
28слайд
Главным показателем качества работы ДОУ является «модель-выпускника»
милосердный, трудолюбивый, добрый, активный,самостоятельный, эмоционально-отзывчивый, любящий близких, свою Родину, свой народ почитающий его традиции и культуру.
29слайд
Вечером в лампадке огонек горел
Ангел, наш хранитель, на дитя смотрел.
Детская молитва – в ней слова просты,
Сказаны от сердца, светлы и чисты.
«Господи, помилуй, маму сохрани,
Помогай всем людям – добрые они!
Бабушке здоровья дай на много дней,
Чтобы завтра утром
в храм пошли мы с ней!
Кто сейчас болеет, кому тяжело,
Господи, помилуй, не оставь его!»
30слайд