Лучший педагог года

Консультация «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

татьяна злобина
Консультация «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему воспитание экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.

Общеизвестна ведущая роль знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Так, знания о живом организме позволяют ребенку в дальнейшем осознать себя человеком, частью природы.

Публикация «Консультация „Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду“» размещена в разделах

В процессе освоения экологических знаний, умений и навыков ребенок начинает осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания.

Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно-временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою видовую принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, определенному образу жизни.

Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. Освоение этих представлений в дошкольном детстве помогают личности утвердиться в мире, укрепляет уверенность в себе, дает возможность выразить себя в общении с окружающим.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущими в этом процессе должны стать занятия и совместная деятельность взрослого и ребенка.

Идея эта не нова, она так или иначе представлена в трудах многих педагогов, отечественных и зарубежных. Она отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. А. Сухомлинского, Н. С. Макаренко, Ш. А. Амонашвили.

Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимы при формировании экологической культуры эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели и на занятия.

Важно, чтобы у каждого ребенка на занятии была возможность выбрать то, что ему интересно, усвоить то, что сможет, а задача педагога – сделать так, чтобы вместе с этим дошкольник открыл смысловую позицию данного занятия.

В каждом занятии должны быть предусмотрены специальные мотивационные задачи, решение которых обеспечивает создание и сохранение высокого уровня эоционально-положительного отношения к обучению.

Игровой характер занятий по экологическому воспитанию в детском саду заключается в том, что занятия проводятся не в форме игры, но являются самой настоящей игрой, спонтанной и свободной для ребенка и воспитателя, создающейся или совместно. Игра интересна прежде всего тем, что по своей психологической сути она есть свободное смыслопорождение. И в совместной игре с детьми воспитатель ориентируется не на ее форму, и на психологическое содержание. Направляет ли воспитатель игру? Да, в той степени, в которой она позволяет ребенку открыть смысловую реальность окружающего мира. Педагог организует игру как один из ее равноправных участников, помогая ребенку открыть те ценности, которые можно открыть играя. Кроме того, взрослый становится для ребенка важным источником информации, которая требуется для продолжения игры. Причем ребенку нужно только то, что он немедленно может использовать в игре, а следовательно, и усвоить. Дети не замечают, что играя они одновременно и учатся. Не обучать играя, а строить игру как способ образования – в этом особая роль воспитателя на занятиях по экологии.

Содержание занятий необходимо строить, отталкиваясь от реальных условий жизни детей, их опыта, систем личных внутренних ценностей. Невозможно любить и беречь абстракции, даже те, которые правильно сформированы. Можно объяснить, почему нужно любить природу. Но будет ли это любовью? Исходить можно лишь из того, что трогает сердце и душу ребенка, из того что сейчас для него «на свете всех милее». Поэтому занятия должны включать в себя информацию о том, что окружает детей дома, на улице, на его малой родине – на его земле. От знакомого, близкого и дорогого, открывающегося заново как ценность, к неизведанному, новому, которому только еще предстоит стать близким и дорогим, — вот путь продвижения ребенка и педагога внутри содержания программы по экологическому воспитанию.

Исключительно важно, чтобы речь на занятиях шла о близких и дорогих сердцу ребенка вещах. Это обеспечивает их личностную включенность в учебный материал, перестающий быть для ребенка чем-то внешним, навязанным и чуждым.

Таким образом, в ходе занятий выявляются не только индивидуальные интересы детей, но и создаются предпосылки для целостного видения мира, что является важнейшим условием экологического сознания.

Публикации по теме:

«Музыка и нравственно-патриотическое воспитание в детском саду». Консультация для родителей «Музыка и нравственно – патриотическое воспитание в детском саду» консультация для родителей Сейчас мы живем во время высоких технологий.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников» «Природу нужно беречь, как мы бережём человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что принадлежит.

«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей«Экологическое воспитание детей». Консультация для родителей Экологическое воспитание детей – это прежде всего воспитание у детей любви к природе. Экологическое воспитание должно учить детей понимать.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» Экология – в переводе с греческого языка – дом, жилище, местопребывание. Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье» Красота окружающего мира встречает нас морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, задуматься. Что же такое экологическая.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт)Экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду (фотоотчёт) Последнюю неделю мая наши педагоги решили посвятить экологическому воспитанию наших детей и выяснить, что узнали и чему научились ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как осуществлять экологическое воспитание в детском саду»
Опубликовано: 7 января 2022 в 08:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД