МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с русской народной песней»

Юлия Паламарчук
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с русской народной песней»

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ

Сегодня, специалисты разных областей науки ставят вопрос о появлении духовного вакуума в обществе, о проникновении западной коммерческой культуры, культа насилия и эгоизма. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость - пороки нашего времени и все они разрушают человека, общество и государство.

В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы (гуманность, гражданственность, благочестие, патриотизм).

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство дошкольников с русской народной песней“» размещена в разделах

Несмотря на постоянные интеллектуальные изменения, традиционная культура является фундаментальной основой развития общества, одним из продуктивных средств формирования и становления человека.

Особое место в воспитании детей занимает музыкальный фольклор. Многообразно и глубоко он отражает всю жизнь человека, от рождения до смерти, раскрывает его духовную красоту и богатство. Именно в музыкальном фольклоре отражены извечные стремления народа к добру и правде, к свету и счастью.

Приобщение детей к музыкальной культуре своего народа – это не только вопрос, связанный с развитием их музыкального вкуса, но и серьезная проблема формирования личности современного человека, способного содержательно проводить свой досуг, духовно обогащаться в процессе общения с музыкальным искусством национальной культуры славянского народа.

Нравственные идеалы, заложенные в нем, воспитывали многие поколения. Они же продолжают оставаться базой для обучения детей на музыкальных занятиях в дошкольных учреждениях.

Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. В словах народных песен содержатся ценнейшие сведения о прошлом, об условиях жизни наших предков, их мыслях и чувствах, желаниях и заботах, понимании национальной истории.

Народная песня учит детей чувствовать красоту мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. Народная песня развивает воображение, обогащает словарный запас и познания окружающего мира, воспитывает любовь к Родине.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями:

- «Колыбельных песен»,

которые учат детей петь задушевно, ласково, с теплотой. Воспитывают любовь к матери.

- «Частушек. Лирических песен».

Это песни с особенностями содержания, которые учат чувствовать и ценить юмор, колоритность исполнения.

- «Хороводные, обрядовые, игровые песни, танцы».

Ведь хоровод - это жанр, в котором поэтико–музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, а также красотой родной природы.

- «Детских песен. Колядок»

Песни этого направления имеют игровой и импровизированный характер, доступный, весёлый, жизнерадостный ритм, и яркую, задорную мелодию.

Интонационные достоинства народных песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. Дети начинают подпевать повторяющиеся интонации, выполняя несложные действия, подсказанные текстом или обусловленные характером музыки, например, с зайкой сначала знакомятся : «Вот какой маленький, ножки быстрые, трусишка» (жалеют).

Заинька - зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься –

Зайка трусишка.

Потом укачивают, а когда проснется, стараются развеселить, чтобы не плакал. При этом широко используется устный фольклор (песенки, потешки, пестушки, переходящие от разговорной к мелодической интонации).

Подбираются песни удобные для активного подпевания, тексты песен понятны и доступны детям. Например - последняя строка повторяется несколько раз или с последней строки начинается следующий куплет. Или например: песня - вопрос - ответ.

-Зайка белый

Куда бегал?

- В лес дубовый.

- Что там делал?

- Я капустку щипал.

Под березоньку клал,

И не знаю кто украл.

В средней группе увеличивается объем песенного репертуара, добавляются хороводные песни, появляется новый жанр - игровая песня. Активизируется переход от разговорной к певческой интонации. Дети должны правильно интонировать в пределах терции, кварты. В средней группе можно предложить ребенку ситуацию в которой необходимо действовать самостоятельно: «У меня кукла не хочет засыпать, попробуй укачай ее». Ребенок должен спеть колыбельную или рассказать потешку.

Ходит сон по горе, Носит дрему в руке, Всем детишкам продает, Нашей Кате не дает. Ах, ты, моя девочка, Золотая белочка, Сладкая конфеточка. Сиреневая веточка. Ах, ты, мой сыночек, Пшеничный колосочек, Лазоревый цветочек, Сиреневый кусточек.

В средней группе усложняется и режиссура песни : может быть несколько солистов («ведет музыку» комар, а стрекоза «плясать идет» и т. д.). Вводится понятие «обрядовая песня» (зимние калядки, масленичные, весенние заклички).

В старшей группе значительно расширяется объем песенного репертуара, добавляются песни шутливо-комического характера («Как у нас - то козел», «Махоня», «Жил я у барина»). Песни доступны по содержанию и интересны по сюжету. Песни не просто инсценируются, а предлагаются для импровизации. «Прялица», «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др. С этой группы каждое занятие начинается с «разминки» (распевание) - упражнения для дыхания, по звукообразованию, интонационные и т. д.

Именно в старшей группе вводится новый жанр - частушка. Частушка достаточно сложный жанр при кажущейся простоте и легкости. Ребенок должен понять каждую частушку, прожить и показать характер героя, вложенный всего в четыре строчки. Мало того спеть, надо показать, сплясать, а еще подыграть на доступных музыкальных инструментах.

В подготовительной группе закрепляется умение петь частушки, дается понятие о таких жанрах русской народной песни как :

I) лирические:

1. «Пошла млада за водой».

2. «Ходила младёшенька по борочку».

3. «Уж, как я ль свою коровушку люблю».

4. «А я по лугу, а я по лугу».

5. «Со вьюном я хожу».

II) шутливо-комические:

1. «Комара женить мы будем».

2. «Дома ли кума воробей?»

3. «Во кузнице».

4. «Пошел козел по лесу».

III) строевые:

1. «Солдатушки браво ребятушки».

2. «Из-за леса из-за гор».

Русские песни становятся более понятными, доступными, когда их включают и в исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. В музыкально-ритмическую деятельность, в качестве танцевальных движениях. Музыка русских народных песен звучит на музыкальных занятиях при выполнении упражнений и движений в утренней гимнастике.

Песни детства.

Народные песни детства представляют собой сложный комплекс:

1. это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки);

2. и песни, перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни);

3. и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках. Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…». У хорошей няньки было много способов утешить и развлечь ребенка.

Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр. Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали и провожали Масленицу, закликали весну.

Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизнь взрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейные обряды, исполняя при этом и соответствующие песни.

Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

Но мы, как сказал В. Г. Белинский, будем

"Давать детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно стараться знакомить их с этим через родные и национальные явления"

Публикации по теме:

Формирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галереюФормирование представлений детей о Родине России. Экскурсия в Третьяковскую галерею Сентябрь. .Домотканые половики Формировать представление о русских самобытных предметах.. Знакомим детей с домоткаными половиками и.

Проект «Влияние русского народного искусства на творческое развитие детей дошкольного возраста» Тема проекта : «Фольклор и дети» Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Сроки реализации: долгосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомство дошкольников с русской народной песней»
Опубликовано: 21 января 2015 в 15:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД