Лучший педагог года

Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников

Елена Матюнина
Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62»

Доклад по теме:

«Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников»

Воспитатель

Матюнина Елена Владимировна

2017-2018г.

Публикация «Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников» размещена в разделах

Связная речь – связность мыслей. Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения,которые резко ограничивают их общение с окружающим миром. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А все потому, что в дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном, язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна, не всегда правильна. Часто можно наблюдать как ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много, но когда ему предлагают рассказать, например, о том, что он видел в зоопарке, цирке и т. д. сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, выделить главных героев, основные действия. Одним из важнейших источников развития связной речи, ее выразительности являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Сопровождая человека с самых первых дней жизни, художественная литература способствует развитию правильной и полноценной речи ребенка - дошкольника. Она обогащает словарный запас новыми словами и образными выражениями, помогает изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы. На Руси книгу обычно связывали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости или с лестницей, ведущей к вершинам образованности. По словам Сухомлинского “ Чтение книг – тропинка, по которой умный, умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка”.

Связная речь осуществляется в двух формах: диалог и монолог.

В детском саду детей обучают двум основным типам монологов - самостоятельному рассказу и пересказу. Они отличаются друг от друга тем, что в первом случае ребенок отбирает содержание для высказывания и оформляет его самостоятельно, а во втором материалом для высказывания служит художественное произведение.

Пересказ это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение.

Умения, необходимые для, пересказа:

-прослушать произведение, понять его основное содержание

-запомнить последовательность изложения, речевые обороты авторского текста

- осмысленно и связно передать текст,

Пересказ имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Подлинно художественные произведения развивают у ребенка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных ступеней организуется педагогами по разному: с детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с подгруппой по 2-6 человек, в средней и старших группах занимаются одновременно со всеми детьми.

Чтобы занятие было интересным педагогу следует:

1. Развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики

2. Использовать литературу как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характеристиках, о поступках взрослых и детей, задавать вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его.

3. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказыванию знакомых произведений и их драматизации.

4. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых вариаций, различных импровизаций на основе литературных произведений.

5. Обогащать литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей.

6. Вырабатывать отношение к книге как к произведению эстетической культуры – бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать книгу.

7. Читать детям ежедневно, выбирая для этого удобное время (перед сном, перед едой, на прогулке).

8. Использовать высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действий и понимать текст. Представить ребенку некоторые произведения без зрительных средств с целью развития его воображения, умения слушать и воспринимать художественную речь.

9. Способствовать вовлечению родителей в систематическое чтение в семье.

Целью своей педагогической деятельности определила развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

•Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

•Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

Развивать творческие способности у детей. Одной из важных задач в дошкольном учреждении является развитие связной речи. Важно в этом возрасте научить содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Являясь наиболее сложной формой речевой деятельности, связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения, т. е. в ней, как в зеркале, отражается и логика, и богатство представлений, и другие качества личности.

На занятиях с детьми своей группы я использую пересказ. Моя помощь заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски. В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретают особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать. Например, в беседе по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно спросить: «Какая беда случилась с Иванушкой. Как это произошло…».

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

-Создание предметно-развивающей среды.

В группе дополнила книжный уголок, куда вошли книги отечественных и зарубежных писателей,стихи современных писателей, энциклопедия. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас.

• Работа с детьми.

Работая с детьми, литературой нужно жить всегда, каждый день вместе с воспитанниками постигаю художественное слово, посредством различных методов и приё мов:

- познавательные беседы по тексту, позволяющие детям получить новые знания;

-беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них; рассматривание иллюстраций;

-пересказ произведений, пересказ по ролям;

-игры-драматизации – упражнять детей в выражении чувств и эмоций с помощью разных выразительных средств;

-объяснение значений некоторых слов;

-использование в речи детей крылатых фраз и выражений, фразеологизмов, пословиц и поговорок;

-беседы на этические темы, оценивающие поступки героев произведения и их последствия;

-выставки детских рисунков отображающих впечатления дошкольников;

Самое главное научить детей бережно обращаться с книгой, вызывать их на рассказывание по книге, картине, заучивание стишков. И самое главное прививать любовь к книге, чтобы в дальнейшем дети с интересом читали и изучали книги.

Публикации по теме:

Художественная литература — важнейшее средство нравственного воспитания дошкольников «Художественная литература важнейшее средство нравственного воспитания дошкольников». Дошкольный возраст – является сензитивным периодом.

Детская художественная литература как средство формирования природоведческих знаний у детей старшего дошкольного возраста Актуальность работы: Необходимыми условиями становления современного подрастающего человека являются духовность, нравственность, экологическое.

Художественная литература-важнейшее средство нравственного воспитания дошкольников Песенки, потешки, заклички, небылицы «Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Травка-муравка.», «Сидит белка на тележке.», «Ай,.

Художественная литература как средство формирования культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Молокова Н. И Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Дошкольное детство.

Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у дошкольников Перед современной педагогической наукой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного.

Пескография как средство развития речи дошкольников В условиях обновления содержания дошкольного образования перед педагогами стоит задача инновационного подхода к организации развивающей.

Мастер-класс «Художественная литература как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Данный мастер-класс, я приготовила к конкурсу в своем городе, в данной презентации раскрывается актуальная тема развитие речи дошкольников.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

Опыт работы «Художественная литература как средство формирования культуры поведения и моральных норм у детей». Одной из задач в формировании личности старшего дошкольника является воспитание культуры поведения. К средствам воспитания культуры поведения.

Особенности логопедической работы по коррекции связанной речи у дошкольников с задержкой психического развития Современный и перспективный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественная литература как средство развития связанной речи дошкольников
Опубликовано: 18 декабря 2017 в 17:32
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД