Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Светлана Зинюхина
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

ДОКЛАД

на семинар

для заведующих и старших воспитателей

ДОУ г. Майкопа

«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»

Старший воспитатель

МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»

Зинюхина С. В.

Майкоп-2015г.

Проектирование ООП ДО — достаточно сложный процесс профессиональной деятельности администрации и педагогического коллектива ДОО, который можно условно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Исследование условий реализации ООП ДО

Приступая к проектированию ООП ДО, в первую очередь следует проанализировать име-ющиеся в ДОО условия (к кадровому, материально-техническому, психолого-педагогическому, финансовому обеспечению, развивающей предметно-пространственной среде) на предмет соответствия требованиям ФГОС ДО.

Так, требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность ДОО квалифицированными специалистами, компетентными в создании условий для развития детей в соответствии со спецификой дошкольного возраста, а именно:

— в обеспечении эмоционального благополучия детей;

— поддержке индивидуальности, инициативности и самостоятельности детей;

— установлении правил взаимодействия в детских коллективах в разных ситуациях;

— построении вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка;

— во взаимодействии с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность и др.

Благоприятными могут быть признаны кадровые условия, характеризующиеся наличием в ДОУ квалифицированных специалистов по всем заявленным направлениям работы. Нередко в ходе их анализа выявляется необходимость привлечения работников сторонних организаций, например научных сотрудников вузов, методистов институтов повышения квалификации и пр. Важными следует считать и наличие в ДОУ механизмов стимулирования работников, позволяющих привлечь значительную часть педагогического коллектива к разработке ООП ДО: дополнительное финансирование (например, в виде доплат и надбавок, премий); помощь в подготовке и прохождении про-цедуры аттестации на первую и высшую квалификационные категории; публикация авторских разработок и т. д.

Требования к психолого-педагогическим условиям также связаны с профессиональной компетентностью педагогов, способных обеспечить:

-уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержку их по-ложительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, со-ответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

-построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

-поддержку положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в про-цессе взаимодействия в разных видах деятельности;

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников

совместной деятельности и общения;

-защиту детей от всех форм физического и психического насилия;

-поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и ук-реплении их здоровья.

К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение научно-методического сопровождения, информационной поддержки самих педагогов: учебными пособиями и другими методическими и дидактическими материалами, периодическими изданиями по профилю профессиональной деятельности, достижениями передового педагогического опыта, базами и банками данных, программными средствами и т. д.

Во ФГОС ДО выделены также требования к материально-техническим условиям:

— соблюдению санитарно-эпидемиологических нормативов, правил пожарной безопасности;

— средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;

— оснащенности помещений РППС;

— материально-техническому обеспечению ООП ДО (учебно – методические комплекты, оборудование, предметное оснащение).

Приведение данной группы условий в соответствие установленным требованиям позволит создать необходимую материальную базу и комфортную рабочую обстановку для эффективного протекания образовательного процесса.

Требования к финансовым условиям необходимы для реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. На этапе исследования условий реализации ООП ДО обязательно выявить степень соответствия имеющихся в ДОУ финансовых условий как ФГОС ДО, так и к задачам реализации конкретных программ. Необходимо создавать условия, позволяющие решать вопросы финансирования современной учебно-материальной базы, оплаты работников, привлекаемых к созданию проекта программы как внутри ДОУ, так и со стороны, проведения экспертизы проекта ООП ДО и пр.

Особые требования предъявляются к развивающей предметно-пространственной среде (далее — РППС) главная функция которой — обеспечить максимальную реализацию образовательного потенциала ДОУ материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей и коррекции недостатков их развития.

Важнейшим фактором при организации образовательного процесса по ФГОС ДО служит создание условий, близких к естественным, поэтому РППС должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. На этапе исследования условий необходимо выяснить, соответствует ли оснащение пространства организации, группы и участков современными требованиями.

2-ой этап. Подготовка педагогического коллектива к разработке программы

Предлагаем следующий план работы по организации процедуры разработки ООП ДО.

1. Руководитель ДОО и его заместитель (заместители) должны изучить современные требования к разработке ООП ДО. Только четко ответив себе на главный вопрос — какова конечная цель работы, как должна выглядеть и что содержать ООП ДО? -руководитель сможет начать эффективно действовать. На этом этапе возможно также приглашение к сотрудничеству специалистов в соответствующей области, консультации коллег.

2. Организовать повышение квалификации педагогических работников ДОУ, привлекаемых к разработке программы. В первую очередь следует детально познакомить педагогов с ФГОС ДО, комментариями к нему и предложить им самостоятельно выделить новые и вызывающие трудности на практике направления работы.

После коллективного обсуждения необходимо вынести решение относительно того, по каким направлениям должно быть организовано повышение квалификации педагогов с использованием различных форм методической работы как внутри организации, так и вне ее, и внести их в годовой план работы.

3. Сформировать коллектив разработчиков ООП ДО из числа педагогических работников ДОО. Конечная задача данного этапа работы — создание рабочей группы из наиболее компетентных и опытных педагогов для написания программы. Оптимальным вариантом служит деление рабочей группы на подгруппы, каждой из которых поручается определенная часть программы. В дальнейшем эти части объединятся в один проект согласно исходному плану и будут дорабатываться уже совместно.

Особую роль играет формирование коллектива руководителей и исполнителей. Есте-ственно, во главе этого коллектива должны стоять заведующий ДОУ и старший воспитатель — возможный руководитель всего проекта. Следующий уровень — руководители подгрупп из числа наиболее подготовленных и инициативных педагогических работников или же ученых, с которыми сотрудничает данная организация. Руководители подгрупп могут возглавить работу творческих групп по изучению и разработке проблемных направлений по написанию ООП ДО с учетом профессиональных интересов, возможностей и потребностей сотрудников. При этом каждый участник должен иметь отдельный участок работы, свою задачу, целиком за нее отвечать и самостоятельно распоряжаться ее результатами, в том числе публиковать их под своим именем. Только в этом случае участники рабочих групп будут работать с полной отдачей.

4. Запланировать комплекс действий по разработке ООП ДО, необходимых для данной ДОО на определенном этапе. Деятельность в этом направлении заключается в детальном планировании всех видов работ творческих групп (в том числе индивидуальной работы для каждого члена группы) и обеспечении контроля выполнения планов. План выполнения работ по созданию ООП ДО обязан включать основные задачи, ключевые события и даты, точную последовательность работ. Кроме того, он должен позволять при необходимости определить потребности в ресурсах для каждой из задач процесса реализа-ции плана.

На этом этапе целесообразно подготовить и рабочие материалы, необходимые для разработки спроектированной программы: учебно-программную документацию, методические разработки, программное обеспечение, а также, например, должностные инструкции исполнителей.

Далее деятельность руководителя будет заключаться в контроле выполнения планов и ре-гулярном обсуждении получаемых результатов. Обсуждение хода и результатов работ важны, потому что позволяют выработать общие точки зрения, подходы, позиции участников. Такие обсуждения целесообразно проводить на педагогических советах, методических объединениях, специально организованных научных семинарах, конферен-циях и педагогических чтениях и т. д.

5. Обсуждение проекта программы и его утверждение необходимо провести на расширенном заседании педагогического совета. Желательно пригласить представителей родительского комитета, учредителей, членов попечительского совета и других заинтересованных лиц, получить рецензии от компетентных специалистов (представителей отделов образования, научных организаций и т. д.). Таким образом, важнейшее условие успешности работы педагогического коллектива по разработке ООП ДО — коллегиальный подход и учет мнений всех заинтересованных лиц. Программа в наибольшей степени будет отвечать нуждам всех участников образовательных отношений, если к ее созданию будут привлечены научные работники, педагоги ДОО, родители, представители общественности.

3-й этап. Проектирование ООП ДО

Общие подходы к проектированию образовательной программы дошкольного образования

Приступая к проектированию Программы, целесообразно обратить внимание на наиболее важные, значимые позиции ФГОС ДО, влияющие на соответствующие технологические решения.

Одной из таких позиций является утверждение о том, что группы как структурные подразделения одной организации могут реализовывать разные Программы (п. 2.2 ФГОС ДО).

Вероятно, в дошкольной образовательной организации может быть:

— одна Программа, если действующие в ней группы решают единые образовательные задачи;

— одна Программа, если группы решают вариативные задачи, и, вместе с тем, эти задачи отражены в едином документе;

— несколько программ, разрабатываемых для каждой группы, с учетом специфики решаемых задач каждой из групп.

Дифференциация групп образовательной организации — основа проектирования Программы

В федеральных документах предлагаются два подхода к классификации групп. Первый представлен в приказе об утверждении ФГОС ДО (п. 2.5) и основан на продолжительности пребывания детей разного возраста в образовательной организации в течение суток.

Второй подход находит свое отражение в приказе Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (п. 13, где группы определены в соответствии с на-правленностью решаемых задач: общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные или комбинированные. (схема)

Полное понимание предназначения группы, «под которую» разрабатывается Программа (с учетом всех групп классификации, влияет на проектирование ее целевого раздела и планируемых результатов, отбор содержания образования и использование педагогических технологий. Разработчики Программы могут сформулировать основное предназначение разрабатываемого документа для той или иной группы. Например:

— в общеразвивающей группе полного дня для детей 4-5 лет осуществляется комплексное (стандартное) дошкольное образование; создаются дополнительные условия для развития и образования детей по каждому из пяти направлений развития, представленных в ФГОС ДО;

СООТНОШЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ И ЧАСТИ, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Программа разрабатывается с учетом примерных Программ (закон «Об образовании в РФ», ст. 12). Содержательные и организационные составляющие обязательной части (не менее 60% от обшего объема образовательной программы дошкольного образования по направлениям социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития) оказывают непосредственное влияние на процесс проектирования документа. Другая часть — формируемая участниками образовательных отношений (иногда ее называют вариативной частью, составляет не более 40% общего объема Программы во всех трех разделах: целевом, содержательном и организационном.

Обе части (обязательная и вариативная) являются взаимодополняющими и необходимыми в соответствии с ФГОС ДО (п. 2.9 приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»). В федеральных документах нет четкого указания на обязательность соблюдения рекомендуемой обязательной и вариативной части в каждом из разделов Программы. Соотношение: не менее 60% — не более 40% общего объема создаваемого документа используется для всего документа, как конечный результат проектирования Программы (при условии, что вариативная часть все же в какой-то мере присутствует в каждом разделе Программы).

Значит, при разработке документа действуют две установки:

— первая связана со значимостью разработки части, формируемой участниками образовательных отношений;

— вторая предусматривает реализацию идеи «не менее — не более» для всего документа (то есть не обязательно в каждом разделе Программы выдерживать соотношение 60/40, оно действует для всего создаваемого документа).

Какие материалы составляют содержательную основу обязательной части Программы?

— Во-первых, это приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», включающий важную для решения обсуждаемой задачи информацию, например: предназначение Программы; направления развития и образования детей; виды деятельности и т. д. (это «первичный» документ для содержательной основы обязательной части Программы);

— Во-вторых, назовем примерную образовательную программу дошкольного образования (как обязательные, но все же «вторичные» материалы для проектирования обязательной части Программы).

Если обязательная часть Программы соответствует примерной Программе, она может оформляться в виде ссылки на соответствующую примерную Программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто, если она не соответствует одной из пример-ных Программ. (Статья 2.12 ФГОС ДО (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155).

Какие материалы составляют содержательную основу части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части?

Эта часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

Вариативная часть предназначена для учета образовательных потребностей, интересов детей, членов их семей, педагогов и ориентирована на:

— специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

— выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

— сложившиеся традиции образовательной организации или группы.

Следовательно, к используемым материалам этой части Программы можно отнести:

программу развития образовательной организации, в которой показаны стратегические ориентиры, цели и задачи с учетом особенностей конкретной организации; региональные (муниципальные) программы развития системы образования;

— парциальные программы, учитывающие приоритеты организации, группы; специфические особенности региона (муниципалитета): программы инновационной деятельности; программы, отражающие сетевые формы организации деятельности и другие документы, материалы.

Как и обязательная часть Программы, вариативная часть может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных парциальных программ, методик, форм организации образовательной деятельности.

Осуществив все предварительные аналитические и прогностические работы, следует при-ступить к разработке ООП ДО — важнейшего инструмента, обеспечивающего реализацию современных требований к организации образовательного процесса в ДОО, выбору и обоснованию примерных и дополнительных программ, результатам деятельности педагогических коллективов.

Назначение ООП ДО можно охарактеризовать следующим образом:

— определяет приоритеты в подходах к реализации содержания образования;

— способствует объединению и координации деятельности специалистов ДОО;

— служит основой для разработки и совершенствования технологии управления образовательным процессом;

— является основанием для оценки качества реализации образовательных услуг орга-нами управления образованием;

— способствует обеспечению реализации права родителей на достоверную и исчерпывающую информацию об образовательных услугах ДОУ.

Конечная цель создания ООП ДО — реализация в ДОУ собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста (табл. 2) с учетом конкретных условий, поэтому она должна быть сугубо индивидуальной для каждой организации, учитывать потребности воспитанников, их родителей, социума.

Значимость ООП ДО для участников образовательных отношений

Для органов управления образования программа выступает демократическим механизмом внешнего контроля за деятельностью организации, поскольку контролю и проверке подлежат именно то содержание образовательного процесса и те формы его организации, которые выбирают и обосновывают сами ДОУ.

Приглашение родителей воспитанников к сотрудничеству при создании программы дает им возможность принять участие в построении модели организации образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания, позволяет ДОУ учесть их предложения. Это будет способствовать реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на их выбор, гарантировать их получение.

Важно отметить, что для руководителей и сотрудников образовательной организации ценность представляет как сам процесс создания программы, так и совместная деятельность по ее реализации. В этом случае деятельность приобретает осмысленный и упорядоченный характер, позволяет увидеть перспективы развития как личностного, так и коллективного; оценить свои сильные и слабые стороны; качественно подготовиться к различного рода проверкам; более осознанно и целенаправленно управлять дошкольной организацией.

Образовательная программа позволяет показать конкурентоспособность организации, определяет взаимодополняемость предоставляемых (обязательных и дополнительных) образовательных услуг. Поскольку программа является описанием объекта управления, она может стать основой для разработки и совершенствования структуры и технологии управления образовательным процессом, позволит повысить эффективность таких функций управления, как планирование, организация, анализ и контроль.

Табл. 2

Модель образовательного процесса в ДОУ

Образо-вательные об-ласти Сквозные механиз-мы

развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности Примеры форм организации детских видов деятельности

1 2 3 4

Физиче-ское раз-витие Игра, об-щение, познава-тельно-исследовательская деятельность Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультминутки, занятия в спортивном зале и др.

Социально-коммуникативное

развитие Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные, шансовые, компьютерные, подвижные, народные, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др.

Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, совместный (общий, коллективный) труд (в том числе в рамках практико-ориентированных проектов)и др.

Беседы, коммуникативные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры, ситуации морального выбора, речевые тренинги, совместные со взрослыми проекты и др.

Познава-тельное развитие Конструи-рование Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.

Речевое развитие Восприятие ху-дожественной литературы и

фольклора Рассказы, беседы, пересказы, загадывание и разгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в том числе режиссерские) игры, речевые тренинги и др.

Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.

Художе-ственно-эстетическое раз-витие Изобразительная, музыкальная, восприятие художест-

венной литерату-ры и

фольклора Мастерские детского творчества, выставки изобразительного искусства, вернисажи детского творчества, рассказы и беседы об искусстве, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии и др.

Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале, организация детского оркестра и др.

Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, детские спектакли и др.

Таким образом, создание Программы связано с проектировочной, аналитической, экспертной деятельностью разработчиков на основе конкретных федеральных нормативных документов, методических рекомендаций и соответствующих решаемой задаче материалов.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно ФГОС ДО, Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Разработчикам Программы необходимо обратить внимание на четкость требований к структуре документа, представленной в п. 2.11 ФГОС ДО. В связи с этим авторы пособия предлагают для использования модель, отражающую структуру Программы, которая позволяет увидеть не только составляющие ее компоненты, но и связи между ними.

Публикации по теме:

Доклад на семинар «Организация воспитательной работы детского сада по экологии на традициях народной культуры» Экологическое воспитание является одним из самых важных направлений воспитательно – образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Фотоотчёт «Районное методическое объединение воспитателей и заведующих детских садов»Фотоотчёт «Районное методическое объединение воспитателей и заведующих детских садов» Добрый день,уважаемые коллеги!14 октября в нашем детском саду прошло районное,методическое объединение и вот сегодня я предоставила.

Консультации для воспитателей. Семинар-практикум для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов» План семинара-практикума: 1. Экологический тренинг для педагогов. 1.1 «Экологическая разминка» 1.2 Игра «Ассоциация» 1.3 Решение педагогических.

Семинар для воспитателей «Знакомство с музыкальным фольклором» Цель:Пробудить интерес педагогов к русской народной культуре через знакомство с музыкальным фольклором. Задачи: - заинтересовать каждого.

Доклад «Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Цель: создание условий для профессионального самосовершенствования, знакомство с опытом работы педагогов используя современные педагогические.

Семинар для воспитателей: «Речь — это искусство» 1-я часть Часть 2 «Речь -это искусство"» Речевая культура человека- зеркало его духовной культуры. В. А. Сухомлинский Как стать педагогом, востребованным.

Семинар для воспитателей «Речь это искусство» 2-я часть Часть 1 РАЗДАЮТСЯ ТЕСТЫ ГРУППОВЫЕ Безусловно, знание названных требований к педагогам, а я считаю и к младшему персоналу тоже, соблюдение.

Семинар для воспитателей «Знакомство с кинетическим песком»Семинар для воспитателей «Знакомство с кинетическим песком» Цель: познакомить воспитателей с новым игровым материалом – кинетическим песком и формами работы с ним. Оборудование: песок кинетический,.

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №26 «Детский сад «Росинка» 2016 г. Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.

Семинар-практикум по саморазвитию и самосовершенствованию с элементами тренинга для воспитателей Семинар - практикум с элементами тренинга для воспитателей по саморазвитию и самосовершенствованию Каждый человек — творец собственного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 09:28
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД по математическому развитию в старшей группе «Как мы были на цирковом представлении»
Цель: Закрепить: -цвета, ориентировку в пространстве, понятие «выше-ниже», счет от 0-10; Учить решать логические задачи; Познакомить с обозначением вишневой...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Автобус»
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему: «Автобус». Программное содержание: Закреплять знания детей о транспорте, его видах;...
Эссе «О чём мечтают воспитатели?»
Сочинение Свистич Л. А. на тему: «О чём мечтают воспитатели? » Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем...
Сценарий интерактивной сказки «Алиса на математическом балу»
Предлагаю вашему вниманию сказку, которую можно использовать на концерте для родителей, на выпускном балу, для НОД по ЭФМП. Музыкальным сопровождением могут...