Лучший педагог года

Аппликация по мотивам народного орнамента

Айгерим Шылмырза
Аппликация по мотивам народного орнамента

Аппликация по мотивам народного орнамента

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»

СООБЩЕНИЕ

«Аппликация по мотивам народного орнамента как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Подготовлено и прочитано

на пед. совете

воспитателем Шылмырза А. Б.

Байконур

2016

Публикация «Аппликация по мотивам народного орнамента» размещена в разделах

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера — смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях мои дети учились стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В работе с детьми я использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (казахские орнаменты, хохлома, дымково, филимоновка и др.). Моя задача показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Через народное декоративно-прикладное искусство я ввела детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызвало у них живой эмоциональный отклик и активизировало творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что, в свою очередь, содействовало формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Вся работа была направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством, обучению их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации, на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности.

В связи с этим перед собой я поставила следующие задачи:

-познакомиться с художественным опытом народных мастеров, научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

-изучить формы современного народного творчества, народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов;

-не следовать формально приемам народного искусства, что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

-научиться отбирать образцы народного искусства, проверенные художественным вкусом народа, отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа, затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения);

-овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике аппликации;

-уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

-планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации;

-искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Хочу вам рассказать, как в прошлом году проводили работу по приобще-нию детей к народной культуре. Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка», об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнили методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Знакомство с дымковской росписью начали с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Работу по обучению детей аппликации дымковских узоров проводили в следующей последовательности:

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыков наклеивания дымковских узоров.

Вначале углубленно познакомила детей с дымковской игрушкой. Детям показывала изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращали внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи; во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, подчеркнули яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Затем дети уже, зная всё о дымковских узорах, создавали разные поделки-работы. Так ко Дню матери дети подарили своим мамам дымковские платки, Деду Морозу дымковские варежки, для куклы Маши собрали чайный сервиз, для бабушек доски с разнообразными дымковскими узорами. Надо отметить, что дети в младшей группе не работали ножницами. Их главной задачей было: наклеить дымковский узор на основу. С такой задачей дети с легкостью справлялись, ведь они уже знали всё о дымковских узорах.

Кроме этого проводила с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Собери узор», «Укрась предмет».

Хочу заметить, что любое занятие сопровождалось художественным словом. Ведь детям нравится выразительное чтение, плавное и мелодичное звучание.

Читала такие произведения как «Няня», «Индюк», «Весёлая дымка», «Водоноска» и т. д., разучили пальчиковую гимнастику «лошадка», «уточка».

Организовала совместную выставку работ детей и родителей.

Как вы помните, в прошлом году вы были гостями на открытом занятии «Поможем Забавушке», где дети с помощью нетрадиционной техники аппликации украсили юбку для мамы Забавушки. Аппликационным материалом для украшений юбки послужила самоклеющаяся бумага.

Знакомство с филимоновскими, хохломскими узорами и казахскими орнаментами проводили уже по накатанному образцу.

Детям было интересно знакомиться с казахскими орнаментами. Ведь для знакомства с ними я приносила для детей различные украшения, изделия, предметы быта и т. д. Да и многие дети встречали их в повседневной жизни. Но видя их каждый день, дети не знали о том, сколько интересного и таинственного хранят они в себе. Так с детьми мы отправились в поиски казахских орнаментов в степь, в красоту цветов и растений. Дети познакомились с такими казахскими орнаментами как «кошкар -муйиз», «толкын», «туе табан», «кызгалдак» и т. д. Используя их, дети создали коллекцию казахских предметов обихода, украшений. Дети подарили для Незнайки коржын, когда он оказался в казахской юрте. Сделали для бабушки Матрёны казахский блезик с традиционным казахским орнаментом – толкын. А на Наурыз дети подари друг другу казахские головные уборы - саукеле и борик.

В этом году вы присутствовали на открытом занятии в нашей группе, где дети уже сами самостоятельно вырезали дымковские узоры. Конечно, дети в этом году только начали пользоваться ножницами на занятиях по аппликации и им сложно вырезать необходимые элементы тех или иных узоров. Так дети для медвежат приготовили подушки для зимней спячки, для пчелки Майи украсили бочонок для мёда, для Алдар –косе украсили дорба.

Таким образом, декоративная аппликация этой простой и доступный способ в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Своё выступление хочу закончить словами «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле. Жить на земле - значит любить её, принять её красоту и величие.»

Публикации по теме:

«День народного единства». Аппликация во второй младшей группе «Флаг России»«День народного единства». Аппликация во второй младшей группе «Флаг России» "День народного единства" празднуется 4 ноября. Это еще молодой и новый праздник для нашей страны. Во вторую младшую группу № 3"Матрешки".

«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование)«По мотивам саамских сказок». Творчество детей старшего дошкольного возраста (лепка, аппликация, рисование) Добрый день,уважаемые коллеги и гости моей странички!Сегодня я хочу вам рассказать о том,как мы знакомились с устным народным творчеством.

Аппликация по мотивам Златоустовской гравюры «Золото осеннего Урала» с детьми 5–6 лет .

День народного единстваДень народного единства Родина и мать у человека одна. И воспитание любви к Родине, воспитание патриотов России начинается с детских лет. День народного Единства.

Дидактическая игра «Назови элементы мордовского орнамента»Дидактическая игра «Назови элементы мордовского орнамента» Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Кружковая аппликация «Мягкая аппликация эффекта 3D»Кружковая аппликация «Мягкая аппликация эффекта 3D» Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольника. Сенсомоторное развитие в младшем дошкольном.

Стенгазета ко Дню народного единстваСтенгазета ко Дню народного единства Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению стенгазеты ко Дню народного единства в средней группе. День.

Сказочный орнамент руками детей творческий проект по мотивам народного декоративно-прикладного творчества — росписиСказочный орнамент руками детей творческий проект по мотивам народного декоративно-прикладного творчества — росписи Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.

Стенгазета ко Дню народного единстваСтенгазета ко Дню народного единства К 4 ноября мы решили нарисовать стенгазету и украсить ее цветами, выполненными в технике оригами. Каждый ребенок делал тюльпан красного,.

Конспект занятия по лепке с использованием осетинского орнамента ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить детей создавать изображение животных по мотивам прикладного искусства Осетии. Учить скульптурному способу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аппликация по мотивам народного орнамента
Опубликовано: 4 декабря 2016 в 16:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД