Приложение МААМ

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Ольга Лобеева
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
▼ Скачать + Заказать документы

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Решая эту проблему, можно опереться на требования и рекомендации программы О. П. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа“» размещена в разделах

Цель работы : формирование у детей дошкольного возраста «оазиса культуры» на основе ознакомления с опытом жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры».

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

-создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях;

-привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, обычаями и традициями;

-создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений;

-воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Работа по данной теме строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.

На доступном уровне можно познакомить детей с народными играми, народным календарем, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко и понятно. При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности младших детей, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели куклам. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте большое место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.

Со старшими детьми можно проводить беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались бы предметы русского быта, стараться объяснять смысл поговорки или пословицы, показать ситуации, в которых они употреблялись. Особое место в познание детей занимают загадки, так как они отображают окружающий человека мир.

Приобщение детей к творчеству русских умельцев начинала со средней группы. Знакомила детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи имеются пособия, составлены перспективные планы конспекты.

Особый интерес у детей вызывают яркие матрешки. Детей младшего дошкольного возраста знакомила с особенностями этой игрушки, старших-с историей ее возникновения, сведениями о мастерах, ее создававших. Знакомила детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьем, вышивкой, плетением, с их бытовым и эстетическим назначением; помогала понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Дети старшего дошкольного возраста получают представления о материале, из которого изготовлены предметы народного декоративно-прикладного искусства. В подготовительной группе я вовлекала детей в процесс изготовления народных игрушек. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующим поколениями.

Ознакомление детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прабабушкой, прапрадедушкой. Детей 3-4 лет важно знакомить с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5-7лет-с народными костюмами других национальностей. Внимание мл. дошкольников нужно акцентировать на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими классифицировать его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, мужчины, знакомить с декором. В технике рисунка, аппликации дети украшали народный костюм - косоворотку, сарафан.

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, можно прибегнуть к сравнениям, чтобы увидеть общее в строении и их различие. Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях (сруб, крыша, наличники, ставни); знакомятся с понятием «изба», «терем расписной» Во время строительных игр дети учатся строить дома, прокладывают дороги, конструируют мосты, украшают улицы. А когда постройка готова, вместе с детьми обыгрываем.

Рассказывая детям о культовых сооружениях-соборах, церквях - представляю их детям как исторические памятники, обращаю внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины. Во время посещения музея у детей происходит осознание понятий «прошлое», «настоящее». «время»; приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам; осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением и к тем, кто хранит древнюю красоту, то есть сотрудникам музея.

В зависимости от тематики ОД в группе оформляются выставки, где выставляются поделки, сделанные родителями вместе с детьми.

Развивая интерес к русским традициям, вместе с муз. руководителем провожу музыкально-игровые праздники: Новый год, «Масленица», «Наши любимые мамы» и т. д. Дети вместе со взрослыми, исследуя особенности каждого народного праздника, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1: Заголовок Слайд 2-3: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью музыки Проблемы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки. «Нельзя.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС» Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 09:44
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лобеева (УИ 1871007) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД