МААМ-картинки

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Ольга Лобеева
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»

Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать, участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовывать себя как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой. Решая эту проблему, можно опереться на требования и рекомендации программы О. П. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа“» размещена в разделах

Цель работы : формирование у детей дошкольного возраста «оазиса культуры» на основе ознакомления с опытом жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры».

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

-создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях;

-привлечь родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, обычаями и традициями;

-создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений;

-воспитывать любовь и интерес к русской народной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

Работа по данной теме строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения.

На доступном уровне можно познакомить детей с народными играми, народным календарем, основами нравственной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом. Все это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко и понятно. При отборе фольклорного материала учитывала возрастные возможности младших детей, знакомила и с колыбельными песнями. Дети не только слушали песни, но и сами пели куклам. Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте большое место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.

Со старшими детьми можно проводить беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались бы предметы русского быта, стараться объяснять смысл поговорки или пословицы, показать ситуации, в которых они употреблялись. Особое место в познание детей занимают загадки, так как они отображают окружающий человека мир.

Приобщение детей к творчеству русских умельцев начинала со средней группы. Знакомила детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи имеются пособия, составлены перспективные планы конспекты.

Особый интерес у детей вызывают яркие матрешки. Детей младшего дошкольного возраста знакомила с особенностями этой игрушки, старших-с историей ее возникновения, сведениями о мастерах, ее создававших. Знакомила детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитьем, вышивкой, плетением, с их бытовым и эстетическим назначением; помогала понять, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями края. Дети старшего дошкольного возраста получают представления о материале, из которого изготовлены предметы народного декоративно-прикладного искусства. В подготовительной группе я вовлекала детей в процесс изготовления народных игрушек. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующим поколениями.

Ознакомление детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прабабушкой, прапрадедушкой. Детей 3-4 лет важно знакомить с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5-7лет-с народными костюмами других национальностей. Внимание мл. дошкольников нужно акцентировать на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими классифицировать его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, мужчины, знакомить с декором. В технике рисунка, аппликации дети украшали народный костюм - косоворотку, сарафан.

Предметом познания народной культуры является и архитектура как часть народного искусства. Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, можно прибегнуть к сравнениям, чтобы увидеть общее в строении и их различие. Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях (сруб, крыша, наличники, ставни); знакомятся с понятием «изба», «терем расписной» Во время строительных игр дети учатся строить дома, прокладывают дороги, конструируют мосты, украшают улицы. А когда постройка готова, вместе с детьми обыгрываем.

Рассказывая детям о культовых сооружениях-соборах, церквях - представляю их детям как исторические памятники, обращаю внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.

Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально - чувственного восприятия предметов старины. Во время посещения музея у детей происходит осознание понятий «прошлое», «настоящее». «время»; приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам; осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением и к тем, кто хранит древнюю красоту, то есть сотрудникам музея.

В зависимости от тематики ОД в группе оформляются выставки, где выставляются поделки, сделанные родителями вместе с детьми.

Развивая интерес к русским традициям, вместе с муз. руководителем провожу музыкально-игровые праздники: Новый год, «Масленица», «Наши любимые мамы» и т. д. Дети вместе со взрослыми, исследуя особенности каждого народного праздника, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1: Заголовок Слайд 2-3: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее подрастающем.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на традициях народной культуры» По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная,.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Мы в своей работе затрагиваем духовно-нравственную сторону воспитания с самых младших групп. В начале учебного года перед каждой группой.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с помощью музыки Проблемы духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки. «Нельзя.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в семье «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» (В. А. Сухомлинский).

Консультация «Духовно — нравственное воспитание дошкольников» Принято говорить, дети - наша гордость. Каждому родителю, в своих детях, все нравится, все мило, все дорого. Но часто ли мы, взрослые, задумываемся.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средней группы: аспекты требований ФГОС» Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
Опубликовано: 15 марта 2019 в 09:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД