Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

Елена Матвеева
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:

«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

(оздоровительные мероприятия в течение дня)

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

УТРО

1. Утренняя зарядка

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игровой самомассаж

5. Мытье рук и лица холодной водой

ЗАНЯТИЕ

1. Перед занятием –звуковая гимнастика

2. Физкультминутка на НОД

3. Гимнастика для глаз

ПРОГУЛКА

1. Двигательная активность (бег, игры, упражнения)

2. Подвижная игра

3. Дыхательная гимнастика

ПЕРЕД СНОМ

1. Ходьба по мокрым дорожкам 15-20 сек.

2. Релаксация (в постели)

ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ

1. Гимнастика пробуждения (в постели)

2. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)

3. Босохождение (3-5 мин.)

ВЕЧЕР

1. Артикуляционная гимнастика

ПОСТОЯННО

1. Контроль за осанкой (профилактика сколиоза)

Медико-педагогическая модель оздоровленияв группе включает в себя:

А. Образовательную работу:

- познавательные НОД

- кружок «Здоровячек»

- дидактические игры

- досуги и развлечения

- беседы

- продуктивная деятельность

Б. Оздоровительную работу – все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления:

-закаливание

-босо хождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам

-звуковое дыхание Лазарева

-игровой самомассаж

-кинезиологическая гимнастика

В.Организацию предметно-развивающей среды:

-уголок здоровья

-подборка художественной литературы

-иллюстрации о ЗОЖ

-подбор музыки для релаксации и отдыха

-настольно-печатные игры

В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни не формирую с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи,которая осуществляется в группе по следующим направлениям:

1) Привитие стойких культурно-гигиенических навыков

2) Формирование элементарных представлений об окружающей среде

3) Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи

4) Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений

5) Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов

6) Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма

7) Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения

8) Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях

Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляю в игровой деятельности.

Я учитываю, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе ориентируюсь на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.

Таким образом, оздоровительная работа в группе включает в себя пять основных направлений.

I. Воспитательная и оздоровительнаянаправленность образовательного процесса:

- уроки здоровья для детей 4-5 лет

II. Физическое развитие и оздоровление детей:

- закаливание

- точечный массаж

- игры

- дыхательная гимнастика

- организация двигательного режима

III. Лечебно-профилактическая работа:

- лечебная физкультура

IV. Работа с родителями

V.Обеспечение психологического благополучия:

- музыкотерапия

- коррекционно-развивающая работа

- псих гимнастика

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.

В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй я включила:

I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.

4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

Для реализации этих задач широко используются в группе:

- информация в родительских уголках («Айболит советует», в папках-передвижках («Полезные продукты», «Здоровый образ жизни») консультации («Расти здоровым», «Движения плюс движение», «Сохранить здоровье чтоб…».

- «открытые дни» для родителей

- хорошие результаты дает совместная организация и проведение игр и развлечений, бесед; информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей,например: «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое.

Опыт работы в оздоровительном направлении показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки ЗОЖ и безопасного поведения в быту и на природе, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.

Например, расскажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Мы используем для работыс детьми кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Цепочка», «Ухо, нос» и др.

Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.

Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период.

Публикации по теме:

Летняя работа с детьми в ДОУЛетняя работа с детьми в ДОУ Летняя время отличная пора для оздоровление детей дошкольного возраста. В ДОУ проводились оздоровительные мероприятия: -физкультурно-оздоровительная.

Растим детей здоровымиРастим детей здоровыми каждый ребенок должен стремиться к осознанному сохранению здоровья, потому что психическое здоровье ребенка связано неразрывно с его физическим.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 21:21
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 46.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. Акция Свеча памяти

Очередной тематический день посвящен особенной дате — памятной и очень трагичной для всей нашей страны. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о начале Великой...

22 июня. День летних подвижных игр на МААМ

Лето – самое вольготное для детворы и взрослых время года. Надевать на себя массу одежды больше нет необходимости, а на улице можно с удовольствием проводить много времени, хоть целый день. Для всех нас,...

Горячие темочки